.

Сделать репост в соц сети!

четверг, 19 августа 2021 г.

451 градус по Фаренгейту. Рэй Брэдбери. Отзыв на книгу

451 градус по Фаренгейту. Рэй Брэдбери 

Для меня это очередная книга антиутопия в серии антиутопий после «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, и еще ранее «1984» Оруэлла. Можно отчасти отнести Чевенгур Платонова, хотя Платонов вне утопий и антиутопий, потому как гений.

Я тут неожиданно понял. Первая антиутопия это не роман Мы Замятина. Это притча Достоевского «Легенда о Великом инквизиторе». 


Все антиутопии обязательно имеют своего антигероя, и это главный недостаток антиутопий. Главный герой восстает против созданного порядка, понимая его античеловечность, его алогичность, но потом обязательно появляется антигерой, который с холодной усмешкой объясняет наивному герою, что как раз данный социальный строй более чем логичен и вытекает из настоящей сути людей, не злые гении, а сами народные интенции создают такой строй. И антиутопия, ограничивая в чем-то часть людей, возвращает обществу стабильность, спокойствие и так далее.  

В антиутопиях герой вступает в моральную / интеллектуальную схватку с антигероем. У Брэдбери еще и сжигает антигероя. И у антигероя чаще очень важная черта: он как и герой сам когда-то боролся с несправедливостью этого Мира – вспомните Великого Инквизитора – сорок дней он голодал в пустыне как Христос… Но в итоге понял, что Мир Христа не подойдет простым смертным, им нужно другое, потому он стал Инквизитором…. Поэтому я считаю притчу Достоевского первой антиутопией… 

Но беда в том, что антиутопии никогда не воплотятся в реальном Мире. Не потому, что они антиутопичны. Нет. Все проще. В реальной жизни нет антигероя. Читали романы Солженицына? Там герои ждут даже схватки с антигероем – следователем, смершевцем и так далее… Но никакой схватки нет… Берут тебя бездушные чекисты, кооторым на тебя наплевать, на обыске тебя пропускают через унизительный конвейер… И следователю ты особенно не нужен.. Ему надо закрыть дело… Настоящее Зло не имеет антигероя. Оно безлико. Нет никакой схватки ценностей.. Зло просто Зло… 

И в этом смысле антиутопии они человечные, они с душой, они для человека. А реальный Мир (сталинские лагеря) хуже всякой антиутопии…. 

И чтобы показать, что это отзыв все-таки о книге Брэдбери, прекрасная цитата:

Когда я был молод, я совал свое невежество всем в лицо. Меня били за это. И к сорока годам я отточил наконец оружие моих знаний. А если вы будете скрывать свое невежество, вас не будут бить и вы никогда не поумнеете.


Комментариев нет:

Отправить комментарий