Share |

пятница, 6 июля 2012 г.

Контроль в неформальном обучении. Оксюморон.

Вводная

Пост вырос из комментов к посту Блоггинг как форма обучения
Обозначу две крайние позиции:
В одном месте мне заявили, что если мы пойдем по этому пути, то получится, как в Америке: дети будут думать, что во второй мировой главная роль победителя присуждена США; поэтому необходим контроль обучения и все такое…
В другом – меня обвинили, что запуская

  • Посетил мероприятие (внешний семинар) – написал отзыв в блог
  • Прочитал книгу (статью) по профессии – написал отзыв в блог
  • Сделали проект – написал отчет в блог
я запускаю только контроль, учет и все такое, без рефлексии и обратной связи…
Констатирую: поразительно, как один и тот же текст может вызвать крайние точки зрения? Это кстати тоже форма обучения – работа с обратной связью пост постинга

Про это

Ну собственно мне бы хотелось не на блоггинге, а на контроле в неформальном обучении остановиться.
Если мы понимаем под неформальным обучением систему (точнее часть системы) обучения компании, то, безусловно, контроль должен существовать. В первую очередь, в бюджетной части, в части использования инструментов и т.п..
Если говорить о неформальном обучении в разрезе идеологии, то выражение «Контроль в неформальном обучении» является оксюмороном.
Для меня водораздел между формальным и неформальным обучением проходит в месте постановки цели: вы формальном компания определяет сотруднику цели, в неформальном – сам спец. Контролировать исполнение может только собственник результата - в данном случае тот, кто цели ставит. Мне импонирует, как определяет неформальное обучение Юрий Духнич, я в этом смысле присоединяюсь к его позиции.

Проблема в данном случае в утилизации целей сотрудника в цели компании. Но это тема отдельного даже не поста, а пласта обсуждений.  
Понятно, что не все сотрудники компании готовы ставить себе такие цели, и % тех, кто может ставить сам себе цели в обучении не превышает % тех, кто вообще умеет ставить цели в любой деятельности. Учебная – не исключение.

Побочный эффект

Замечу попутно, что по характеру действий обучаемого – как он ставит цели и достигает их в обучении, мы можем оценивать его как талант. Или не оценивать. См. Чем отличается управление талантами от управления персоналом
Таким образом, учебная деятельность у нас становится полигоном для формирования рабочей, «боевой» деятельности

Про блоггинг

Запуская в компании

  • Посетил мероприятие (внешний семинар) – написал отзыв в блог
  • Прочитал книгу (статью) по профессии – написал отзыв в блог
  • Сделали проект – написал отчет в блог
можно превратить это в скучное действо – в советское время такая форма отчетности существовала: и кучи томов отчетов о командировках, проектах, участии в мероприятиях пылилось, забивая подвалы или чердаки зданий. 
Что нам позволяет надеяться избежать этого в наше время?
Сети. Ваш текст будет доступен не только контролеру и начальнику, а всем. По желанию компании и внешним экспертам тоже. И это может быть главное требование – условие: прозрачность информации. Вы хотите сделать пустую отписку? Ок, но будьте готовы, что вас будут читать любой и делать вывод о ваших компетенциях. И мусора будет не больше, чем любой сети. Но и просто пустым писательством это не будет: в этих текстах будет содержаться важная информация для коллег, начальства, подчиненных и т.п..
Само по себе требование писать отчеты о пройденном обучении, участии в мероприятии или проекте не является душителем свободы – наоборот, это обычная практика компаний, а ее не применение связано с тем, что компании не видят выхлопа – эффективности. Я вижу. Любителям бекграунда напомню про проект Блоги HR, который реализован у нас на сайте, и где я эти процессы наблюдаю вживую.
Вы можете отпихнуться от этого инструмента и просто отписываться от «контролеров». Поэтому компания может занять такую позицию: хочешь развиваться – пиши и самообучайся, а можешь просто отписываться…
Но у компании есть куча инструментов запустить рефлексию сотрудника: лайки например. И за пост с большим количеством лайков сотрудник получает доплату. Это уже реализовано.
И если вы понимаете, что через тексты вас могут включить в новый проект, то вы будете запускать рефлексию. И как любой проект, начав со скрежета душевного, вы можете внедрить это, внедрить в способ действия сотрудников, получив на выходе то, что называется теперь культурой обучения

Так есть ли контроль?

А получается, что есть. Тотальный такой. Всеобщий. Блоггинг это конечно же не только форма самообучения, это то, что на Западе называется social performance
Только в отличие от контроля иерархического контроль сетевой можете использовать как ресурс. Как я например использую данный пост.
Я продолжу эту тему развивать дальше, поскольку тема поста переросла тему контроля в неформальном обучении. Чуть позже поделюсь про блоггинг в системе управления талантами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

рек