Вводная
Пост вырос из комментов к посту Блоггинг как форма обучения
Обозначу две крайние позиции:
В одном месте мне заявили, что если мы пойдем по этому пути,
то получится, как в Америке: дети будут думать, что во второй мировой главная
роль победителя присуждена США; поэтому необходим контроль обучения и все такое…
В другом – меня обвинили, что запуская
- Посетил мероприятие (внешний семинар) – написал отзыв в блог
- Прочитал книгу (статью) по профессии – написал отзыв в блог
- Сделали проект – написал отчет в блог
я запускаю только контроль, учет и все такое, без рефлексии
и обратной связи…
Констатирую: поразительно, как один и тот же текст может
вызвать крайние точки зрения? Это кстати тоже форма обучения – работа с
обратной связью пост постинга
Про это
Ну собственно мне бы хотелось не на блоггинге, а на контроле
в неформальном обучении остановиться.
Если мы понимаем под неформальным обучением систему (точнее
часть системы) обучения компании, то, безусловно, контроль должен существовать.
В первую очередь, в бюджетной части, в части использования инструментов и т.п..
Если говорить о неформальном обучении в разрезе идеологии,
то выражение «Контроль в неформальном обучении» является оксюмороном.
Для меня водораздел между формальным и неформальным
обучением проходит в месте постановки цели: вы формальном компания определяет
сотруднику цели, в неформальном – сам спец. Контролировать исполнение может только собственник результата - в данном случае тот, кто цели ставит. Мне импонирует, как определяет неформальное обучение Юрий Духнич, я в этом смысле присоединяюсь к его позиции.
Проблема в данном случае в утилизации целей сотрудника в цели компании. Но это тема отдельного даже не поста, а пласта обсуждений.
Проблема в данном случае в утилизации целей сотрудника в цели компании. Но это тема отдельного даже не поста, а пласта обсуждений.
Понятно, что не все сотрудники компании готовы ставить себе
такие цели, и % тех, кто может ставить сам себе цели в обучении не превышает %
тех, кто вообще умеет ставить цели в любой деятельности. Учебная – не исключение.
Побочный эффект
Замечу попутно, что по характеру действий обучаемого – как он
ставит цели и достигает их в обучении, мы можем оценивать его как талант. Или
не оценивать. См. Чем отличается управление талантами от управления персоналом
Таким образом, учебная деятельность у нас становится
полигоном для формирования рабочей, «боевой» деятельности
Про блоггинг
Запуская в компании
- Посетил мероприятие (внешний семинар) – написал отзыв в блог
- Прочитал книгу (статью) по профессии – написал отзыв в блог
- Сделали проект – написал отчет в блог
можно превратить это в скучное действо – в советское время
такая форма отчетности существовала: и кучи томов отчетов о командировках,
проектах, участии в мероприятиях пылилось, забивая подвалы или чердаки зданий.
Что нам позволяет надеяться избежать этого в наше время?
Сети. Ваш текст будет доступен не только контролеру и
начальнику, а всем. По желанию компании и внешним экспертам тоже. И это может
быть главное требование – условие: прозрачность информации. Вы хотите сделать
пустую отписку? Ок, но будьте готовы, что вас будут читать любой и делать вывод
о ваших компетенциях. И мусора будет не больше, чем любой сети. Но и просто
пустым писательством это не будет: в этих текстах будет содержаться важная
информация для коллег, начальства, подчиненных и т.п..
Само по себе требование писать отчеты о пройденном обучении,
участии в мероприятии или проекте не является душителем свободы – наоборот, это
обычная практика компаний, а ее не применение связано с тем, что компании не
видят выхлопа – эффективности. Я вижу. Любителям бекграунда напомню про проект
Блоги HR, который
реализован у нас на сайте, и где я эти процессы наблюдаю вживую.
Вы можете отпихнуться от этого инструмента и просто
отписываться от «контролеров». Поэтому компания может занять такую позицию:
хочешь развиваться – пиши и самообучайся, а можешь просто отписываться…
Но у компании есть куча инструментов запустить рефлексию
сотрудника: лайки например. И за пост с большим количеством лайков сотрудник
получает доплату. Это уже реализовано.
И если вы понимаете, что через тексты вас могут включить в
новый проект, то вы будете запускать рефлексию. И как любой проект, начав со скрежета душевного, вы можете внедрить это, внедрить в способ действия сотрудников, получив на выходе то, что называется теперь культурой обучения
Так есть ли контроль?
А получается, что есть. Тотальный такой. Всеобщий. Блоггинг
это конечно же не только форма самообучения, это то, что на Западе называется social performance
Только в отличие от контроля иерархического контроль сетевой
можете использовать как ресурс. Как я например использую данный пост.
Я продолжу эту тему развивать дальше, поскольку тема поста переросла
тему контроля в неформальном обучении. Чуть позже поделюсь про блоггинг в
системе управления талантами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий