Вовлеченность персонала
Поскольку я вовлекся в обсуждения вовлеченности и запутался
уже обсуждать и понимать чужие вовлеченности, то решил выдать свое определение
вовлеченности персонала. Хотя писал про это последнее время много, см. посты с тегом
Вовлечение персонала
Ключевой принцип вовлеченности
Работа не по функционалу работников
Вовлеченность персонала может рассматриваться только
относительно деятельности, не входящей в непосредственный функционал вовлекаемых
работников. Это принципиально. Нельзя вовлечь операционистов банка в
обслуживание клиентов. В отношении операционистов банка можно, например,
сказать, что мы мотивируем их обслуживать клиентов более эффективно,
качественно и все такое… И мы можем, например, говорить, что вовлекаем
операционистов банка в программу корпоративной социальной ответственности…
В данном случае принципиально, что программа КСО не является
частью должностных функций.
Точно также под вовлеченностью персонала может пониматься программа
рекомендательного рекрутинга, когда работники компании участвуют в программе
подбора персонала.
В первом и втором случаях мы можем четко определять уровень
вовлеченности персонала: каков % персонала участвует в программе, каков %
вакансий закрывается по рекомендации работников.
Нет универсальной вовлеченности персонала
К примерам вовлеченности персонала можно
отнести также количество бизнес идей, рационализаторских предложений и т.п… При
этом, вовлеченность может быть связана со сферой компетентности работника, но
не в рамках его функционала: например, вхождение в social media является
новым проектом компании, в проектную группу которого входит маркетолог, HR, PR – это является
их добровольным выбором и решением, но относится к их компетентности.
Но при этом, мы не можем говорить про некий общий % вовлеченности персонала...
Ориентация на бизнес результаты
Вовлеченность персонала как результат всегда имеет какой либо бизнес
показатель – например % закрытых вакансий через рекомендации работников. Т.е. в
данном случае мы можем говорить о снижении затрат на рекрутинг, более высоком
соответствии кандидатов позиции (за счет того, что работники понимают специфику
деятельности и т.д..).
% сотрудников, посетивших за день портал, не может являться
показателем вовлеченности, поскольку не показывает связи с бизнес результатами.
Но мы можем говорить, например, о вовелченности, если презентацию продукта со
странички сайта скачал такой то % работников, не являющихся сейлзами, но
которые, скорее всего, используют презентацию для продаж продуктов компании.
Т.е. мы ожидаем корреляцию между повышенным % скачиваний и ростом продаж
работниками не из сейлз департамента.
Последствия
Сами по себе последствия могут не осознаваться менеджментом,
могут даже и не происходить, но в целом, когда компания выходит на программы
вовлеченности персонала по вышеуказанным выше принципам, то в менеджмента
происходят изменения в сторону принципа «все-за-все». Т.е. у работника
становится больше горизонтальных связей в компании (с рекрутером по программе
рекомендательного рекрутинга, с сейлз департаментом по продажам, с отделом Пиар
по участию в программе корпоративной социальной ответственности, с тем же Пиар
по написанию постов в корпоративном блоге и т.д…), что дает сотруднику больше
шансов и возможностей к реализации. Это более глубокая цель и замысел
менеджмента, который предполагает внедрение программ вовлеченности.
Это по последствиям приводит к бОльшей лояльности персонала,
создананию позитивного HR-бренда
и все такое…
Резюме
Это определение вовлеченности персонала обдумано мной,
вполне может не совпадать с официальными определениями, и не претендует на то,
чтобы с ним соглашались и принимали. Но мне оно кажется инструментальным и
имеющим смысла, а не только следование моде на «вовлеченность персонала»
Спасибо большое за статью!
ОтветитьУдалитьну вы бы хоть намекнули, кто вы))) на ушко)))
ОтветитьУдалитьЭдуард, благодарю за статью.
ОтветитьУдалитьЕлена, HR-менеджер
Елена, буду благодарен, если напишите мне (наверное лучше на почту) и расскажите, как вы используете вовлеченность персонала в работе
УдалитьЭдуард, участие работников компании в культурно-массовых и оздоровительных мероприятиях, как внутри компании, так и на региональном или общегородском уровне, является вовлеченностью?!)
ОтветитьУдалитьВячеслав, я бы ответил так: если это коррелирует с бизнес результатами, то это вовлеченность)
Удалитьа чтобы коррелировало, нужно организовывать специфическим образом)
спасибо за "Воволеченность". Интересно думать,так же, что изменение показателя текучести кадров отражает вовлеченность. Думаю, что отклик сотрудников ( % участвующих) на предложения участия в корпоративных акциях и мероприятиях тоже её характеризует. Добавлю ещё сюда количество инициатив по улучшению бизнес процессов и количество обозначенных сотрудниками проблем на рабочих местах.
ОтветитьУдалитьспасибо, да, именно так
УдалитьЗанялся темой вовлеченности персонала в рамках журнала. На мой взгляд, интересная мысль, - не входящей в непосредственный функционал вовлекаемых работников. Она помогает понять, что же такое вовлеченность. Например, слово "гореть" не дает четкого понимания.
ОтветитьУдалитьсовершенно верно
Удалитьв рамках моего толкования вовлеченность становится инструментальной, т.е. из такого понятия вовлеченность можно делать конкретные действия
Да, уж, вовлеченность - это иногда бывает очень тяжело (я имею ввиду, что это - диагноз). Например, когда определение вовлеченности содержит фразу: "... чтобы каждый сотрудник относился к предприятию как предприниматель...", особенно в производственных компаниях. Спасибо за важный нюанс про "не связано с выполняемой работой", это важно для работы с идеями про вовлеченность.
ОтветитьУдалитьа вот, например, новые столовые в цехе - это вовлеченность? я считаю, что - нет. Это - удовлетворение гигиенического фактора.
ну я отнюдь не считаю, что вовлеченность - атрибут ежедневной работы, независимый от сферы и отрасли
Удалить