Share |

суббота, 19 октября 2013 г.

Кейс-стади Управления Талантами от Facebook. Часть 2

Публикую заключительную часть перевода статьи Джона Салливана с сайта ere.net о практиках и методах управления талантами в компании Facebook. Первая часть опубликована здесь
Кейс-стади Управления Талантами от Facebook. Часть 1
Это уже традиция Салливана публиковать статьи о лидерах отрасли. Ранее я давал переводы о практиках управления талантами в Apple и Google, см статьи
Уроки управления талантами от Apple: кейсы от самой дорогой компании Мира
Как Google стал №3 в списке самых дорогих компаний Мира, используя People Analytics
Итак

Кейс-стади Управления Талантами от Facebook. Часть 2

В первой части цикла я показал первые 24 потрясающие практики управления талантами в Facebook. В этой части я открою оставшиеся 21 уникальные практики компании, на которых вы можете научиться.
Если вы сомневаетесь в успешности Facebook за прошедшие 15 месяцев после IPO, то оцените 1, 3 миллиона долларов дохода и 120 тысяч долларов прибыли на одного работающего. Glassdoor.com провел исследование удовлетворенности сотрудников разных компаний и установил, что в Facebook самые высокие показатели, а CEO получил почти идеальный – 99 % - рейтинг. Ценность этих кейсов в том, что они показывают бизнес основания, стоящие за каждой из указанных практик. Описываемые мной практики сведены в 10 различных категорий. Если вы просмотрите все эти практики, то не сможете не согласиться с тем, что практики эти уникальны. Если вы хотите узнать, почему я восхищаюсь практиками Facebook, читайте дальше.

Физическое пространство поощряет открытость, сотрудничество и инновации


  1. Открытая планировка поощряет к сотрудничеству – офисный дизайн может быть даже даст фору Google по части поддержки духа открытости, сотрудничества и инноваций. Вместо офисов и кабинок каждый имеет отдельный сто, но именно для повешения уровня кооперации и сотрудничества. Каждый работник может видеть и слышать десятки взаимодействий вокруг себя: обсуждение проблем и успешных решений. Поскольку открытость – один из базовых корпоративных посылов, вы практически не встретите закрытых дверей или запрещающих табличек в корпоративной штаб квартире. Главный кампус имеет открытую двух полосную дорогу и бесплатный прокат велосипедов, это поощряет к взаимодействию между удаленными командами на разных концах кампуса. И когда проезд застроят новыми зданиями, подземный туннель будет выполнять роль соединяющей коммуникации.
  2. Несмотря на то, что Facebook компания social media, она имеют офисную культуру – вы наверняка подумаете, что в компании, где 100 % продуктов – он лайн происхождения, специалисты работают дома. Но как большинство  соседних компания (Google, Apple или Yahoo) работников вовлекают в физическое взаимодействие между собой посредством бесплатной кухни, подарков, бесплатного проезда от дома до работы. В культуре, где непрерывные инновации есть кровь компании, данные показывают, что взаимодействие лицом к лицу между не членами команд (отделов, проектных групп и т.п.) является драйвером сотрудничества. 
  3. «Среда без совещаний» обеспечивает непрерывную работу – в компании  есть неписанное правило не назначать совещаний, рабочих встреч в среду. Эта неформальная среда даст главным производителям продукта – программистам, разработчикам – как минимум один день непрерывной работы над проектами. Это на самом деле важно, поскольку встреча требует потом целого дня или половины дня для того, что обратно погрузиться в свой проект. И многие работники используют среду для работы дома, чтобы погружение было полным.
  4. И вне рабочего месте легко работать – для того, чтобы облегчить работникам доступ к работе, компания пустила бесплатные автобусы с бесплатным Wi-Fi. Автобусы не только способствуют экономии времени в дороге и возможной работе, но также кооперации тех, кто едет вместе. Компания также предлагает бесплатные проездные на электропоезда, посещение бассейнов и, конечно, бесплатная парковка. И немногие компании могут похвастаться такой же заботой о велосипедистах: в Facebook на территории кампуса полный цикл сервисов для велосипедов.
  5. Работать надо играючи – конечно в Facebook есть свой локальный фитнес центр, а для очень занятых сотрудников есть беговые дорожки «без отрыва от производства». В компании есть комната видеоигр, кинотеатр, типография, скейтборд, бесплатные велосипеды. Кроме того, кампус расположен прямо возле залива Сан Франциско, поэтому катающимся открываются прекрасные виды.
  6. Не нужно оставлять кампус по личным делам – удержание работников в кампусе не только затрудняет встречу с рекрутерами других компаний, но экономит им время на пробках в Силиконовой Долине. Работники Facebook имеют под рукой сервисы прачечной, парикмахерской, химчистки. Есть местный врачебный пункт, мануальный терапевт, массажист и т.п… И это дает меньше причин работникам покидать кампус, поэтому они часто задерживаются на работе.
  7. Деревообрабатывающий цех для любителей работать руками – в Мире высоких технологий это может показаться не к месту, но в Facebook (как и в Google) есть свой деревообрабатывающий цех. Это помогает  многим работникам переключиться, но также развивает креативное мышление и привычки делать вещи своими руками. И это в компании поощряется.
  8. Каждый получает для работы все, что пожелает – поскольку Facebook высокотехнологичная компания, где большинство работников – разработчики, компания дает им все необходимое для работы в плане технологий и компьютерных сервисов и оборудования. Каждое здание имеет свой офис технической поддержки (часть из которых работают круглосуточно). Ничто так не демонстрирует приверженность к технологической поддержке, как круглосуточная техническая поддержка через торговые автоматы, где часть оборудования (например клавиатура) бесплатна. Для компьютерщиков это ВАУ… 

Уникальные подходы к управлению людьми


  1. Работники загораются, имея возможность влиять – мои собственные исследования показывают, что «лучшая работа в жизни» и «возможность влиять на Мир» - топ два главных энерджайзера для самых высококлассных спецов. Руководство Facebook вполне сознают эти драйверы для работников. Поэтому цели выстраиваются так, чтобы показать воздействие простого разработчика на клиентов. Представьте драйв такого разработчика, когда он понимает, что его действия влияют на более чем миллион клиентов.
  2. Стать менеджером не является продвижением – во многих технологических компаниях разработчики хотят стать менеджерами, поскольку это прибавляет зарплаты и статуса. Тем не менее, в Facebook стать менеджером не является повышением по службе, а всего лишь форма горизонтальной ротации. В результате остается совсем мало стимулов, чтобы сменить разработку на кресло менеджера, это происходит, только если вы действительно хотите изменить ситуацию. Это косвенно влияет на политики подбора менеджеров.
  3. Каждый вновь принятый работник получает наставника или коуча – и это делается не ради продвижения конкретного менеджера, а ради общего успеха команды. Немногие компании могут сравниться с Facebook по части поддержки вновь принятых работников. Новички получают внутреннего наставника на четыре месяца и внешнего сильного коуча на три месяца. Facebook также имеет очень развитую программу обратной связи для всех менеджеров и руководителей компании.
  4. Обратная связь по деятельности – Facebook фанатик по части организации непрерывной обратной связи сотрудникам. Формальные оценочные интервью (performance appraisal) проводятся раз в шесть месяцев, которое базируется на основе он лайновых форм обратной связи (обратную связь дают до семи людей). Кроме того, менеджеры и работники получают метрики по своей работе в режиме реального времени. 
  5. Проектные команды как динамичный тип организации– Facebook имеет на 100 % организацию по типу команд и групп, где команды обычно малого размера (обычно около 6 человек), но могут достигать и размера в тридцать человек. Почти все делается на проектной основе. Разработчик работает в команде на все время проекта, но при этом он может работать в нескольких командах одновременно. Проектная работа делает организацию крайне нестабильной и динамичной, тем более, что большая часть команд после завершения проекта распадаются. Как результат, разработчик за три года может поучаствовать в работе над тремя проектами и меть у себя до пяти различных менеджеров. Такая динамика гарантирует сотрудничество с большим количеством коллег, что в свое время снижает риски потерь во взаимодействии.
  6. Метрики, стимулирующие принятие решений «код побеждает аргументы» (“code wins argument”) – во многих компаниях решения зависят во многом от статуса тех, кто влияет на принятие решения, их заслуг, ранга и т.п.. в Facebook CEO сам не закончил колледж, не имеет формального менеджерского опыта, не имеет формального образовательного статуса, поэтому эти вещи в Facebook имеют мало значения. Вместо этого Цукерберг гордится тем, что «код побеждает доводы» (т.е. если что – то работает, то это лучше любых аргументов), а также в основе принятия решения – метрики и данные. Если есть области, куда стоит  двинуться компании, то это область people analytics, которая сейчас развивается в Google.
  7. Цукерберг CEO №1. – сложно оспорить, что Цукерберг является выдающимся CEO, его личный результат – более 1,2 миллиарда клиентов, доминирующим положением на рынке, непрерывным стабильным ростом прибыли, а также хорошим положением с ценами на акции. Но главный сюрприз – удовлетворенность работников своим лидером (99 процентов показывают высшыий бал). Glassdoor присвоило ему по этой причине первое место в рейтинге CEO, обогнав коллег из Google или Apple. Второе лицо в его команде, Sheryl Sandberg, имеет почти такой же послужной список, а кроме того, ее называют самой влиятельной женщиной менеджером в Силиконовой Долине.
  8. Самый casual дресс код в корпоративном Мире – если и есть какой то дресс код в Facebook, то его название – «отсутствие дресс кода». В компании, где первый человек появляется на работе чаще всего в футболке, сложно показать себя через стиль одежды, остается один способ выделить – через результаты в работе.

Акцент на прозрачности и открытости


  1. «Будьте открыты» - Facebook исповедует идею, что открытость делает Мир лучше, но при этом открытость – краеугольный камень корпоративной культуры компании. Если вы верите, что более информированные люди принимают более взвешенные решения и имеют больше влияния, то это позволяет утверждать вам: «Мы очень стараемся сделать так, чтобы каждый работник в Facebook получал информации настолько много, насколько это возможно». В этом также заключается идея доверия к своим работникам. Этот подход точно отличается от подхода, принятого в компаниях типа Apple.
  2. Собрания поощряют открытость – открытость Facebook иллюстрируется большинством пятничных вечеров (после обеда), когда CEO становится доступным для всех работников компании в режиме конференции вопросов и ответов. Во время таких встреч Цукерберг слушает идеи и отвечает на вопросы работников. Многие из тех, кто описывали эти встречи говорят об атмосфере обмена полярными мнениями.

Уникальные практики решения корпоративных проблем


  1. Военные комнаты для финиша проектов – под конец завершения проектов может сложиться ситуация ускорения на финише, поэтому для команды разработчиков создают специальную «военную комнату». Выделение специального помещения гарантирует специальные условия для работы, а также посылает другим работникам мессидж, что проект на стадии завершения, и команде требуется всяческая поддержка. Некоторые команды устанавливают обратный отсчет времени, чтобы все понимали временные рамки и работали на них.
  2. Хакатон (Hackathon) – шанс что – нибудь построить. Хакерство – ключевая ценность Facebook. Правило этих обезбашеных сессий – «день не ваше время для работы», что делает сессии более веселыми и интересными. Кампус Хакатон собирает работников большими группами, работа начинается вечером и продолжается до утра. Мозговой штурм проходит над новыми продуктами, и требование в том, чтобы к утру было хотя бы грубое приближение решения проблемы. Многие продуткы, такие как палец с лайком, теггинг в комментах, линия времени, чат, Facebook видео и другие, зародились на таких встречах.
  3. «Проект Разгром» - Facebook недавно добавил «Проект Разгром» - событие в дополнение к более традиционному Хакатону. Эти встречи собирают сотни работников и длятся 27 часов, начинаясь в 11 утра одного дня и заканчиваясь в 2 часа после обеда другого. Такой длительный марафон важен разработчикам, потому что «разработка и развитие продуктов под мобильные платформы требует более тщательного планирования, чем решения веб-ориентированных продуктов». В заключение мероприятия разработчики получают по три минуты, чтобы презентовать свои идеи на сцене в режиме открытого форума.

Финальные мысли

Многим специалистам сложно оценить место компании Facebook, которая находится в еще детском периоде своего развития, особенно в сравнении с высшей лигой таких команд, как Apple, Amazon и Google. Я не согласен. Facebook заслуживает место в «Виртуальном Зале Славы Управления талантами» за многие свои уникальные подходы в управлении талантами. Такие уникальные вещи, как лагерь адаптации, Хакаманф (Hackamonth), Хакатон (Hackathons), acqui-hiring, неограниченное количество больничных дней, отсутствие формальных требований к образованию и конечно бесплатное мороженое, отличает эту компанию от многих.
Настоящий триумф и сила заключаются в синергии лазера. В отличие от многих компаний, которые распыляются по многим сферам, Facebook сфокусирован на одной миссии соединить Мир вместе. В отличие от более чем 250 компаний, с которыми я работал, каждый работник и руководитель в Facebook точно знает свою роль в компании и что нужно от него для достижения успеха. Все время, что я бываю в Facebook, я ощущаю энергетику, концентрацию, чувство бега, страсть быть первыми все время.
Я еще не встречал никого в компании с большим эго, а отсутствием очевидных корпоративных политик могут сравниться на низших этажах разве что W.L. Gore и Zappos. Уровень открытости и доверия работникам является первоклассным, также как и желание пробовать новые методы, несмотря на то, что сравнить не с кем: никто другой их просто не пробовал прежде.
После прочтения этого кейс стади, вы можете не согласиться с многими из них или даже почувствовать дискомфорт, но вы должны признать их уникальность и невероятную силу в достижении результатов за короткий промежуток времени.
И если компания занимает первое место как лучшее место для работы, а их CEO №1 в списке самых эффективных CEO, то наверное стоит признать, что в компании происходят удивительные вещи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

рек

Популярные сообщения