В 90-х годах я со своими коллегами проводил исследования на одном из сибирских металлургических гигантов на предмет определения портрета идеального руководителя. В основе методики лежал Семантический дифференциал Ч.Осгуда. Суть его в том, что испытуемому предлагается 21 шкала личностных качеств (например сильный-слабый, добрый-злой, хороший - плохой), а тот должен определить выраженность этих качеств у исследуемого объекта по шкале от 3 до -3. К 21-й шкале мы добавили ещё порядка 10, связанных с профессиональной деятельностью и управлением. Выборка около 150 человек в возрасте от 25 до 40 лет среднего и низового уровня руководителей.
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | |
1 | Честный (0,76) | Общительный (0,73) | Ответственный (0,83) |
2 | Справедливый (0,76) | Уверенный (0,72) | Знающий свое дело (0,74) |
3 | Отзывчивый (0,63) | Разговорчивый (0,71) | Инициативный (0,57) |
4 | Контролирующий (0,61) | Дружелюбный (0,70) | Исполнительный (0,57) |
5 | Добросовестный (0,61) | Независимый (0,60) | Упрямый (0,48) |
6 | Опытный (0,59) | Дисциплинированный (0,58) | Неопытный (0,43) |
7 | Дружелюбный (0,53) | Решительный (0,56) | Невозмутимый (0,43) |
8 | Самостоятельный (0,52) | Активный (0,55) | |
9 | Открытый (0,54) | ||
10 | Самостоятельный (0,52) | ||
11 | Инициативный (0,51) |
Из Википедии: Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
Респондентам предлагалось описать выраженность качеств у идеального руководителя.
Полученные данные были обработаны с помощью факторного анализа (программа Statistika). Не даю здесь определений факторного анализа, надеясь на подготовленного слушателя.
Самое интересное для исследователя заключается в интерпретации полученных факторов. По сути мы получили некие типы идеального руководителя, которые вы можете увидеть в нижеследующей таблице.
Естественно, мы не претендовали на законченность исследований. В первую очередь по причине исследований только среди определенной группы респондентов: мужчин- руководителей в возрасте от 20 до 35 лет с высшим образованием. Необходимо было более качественно подойти к отбору предъявляемому набору качеств (провести пилот, отбор среди других методик и т.п.). Тем не менее, и с учетом этих замечаний, результаты кажутся интересными
В скобках напротив качества – коэффициент корреляции между качеством, включенным в фактор, и самим фактором. (1 – максимальное влияние на фактор, 0 – не влияет)
Мы обозначили факторы следующим образом:
Фактор 1 - "Отец"
Фактор 2 - "Уличный заводила"
Фактор 3 - "Тренер"
Что мы увидели за этими факторами? Цепочка рассуждений у нас была следующая. Кто у человека (мужчины) является первым руководителем в жизни? Правильно: отец! Идеальный отец - честный, справедливый, отзывчивый, но контролирующий.
Когда мальчик подрастает, он выходит во двор, где место лидера-руководителя занимает сосед по дому. И этот идеальный лидер должен быть общительным, уверенным в себе, дружелюбным, независимым, решительным и активным. Одним словом: заводила...
Позже мальчик приходит в школу, спортивную секцию, где встречает лидера-руководителя, который сосредоточен в первую очередь на передаче знаний и умений: ответственный, знающий свое дело... Обычно таким человеком становится тренер спортивной секции, преподаватель физкультуры...
Валидность метода семантического дифференциала серьезно оспаривается за рубежом и уже и у нас, см.: Шапиро М.Г. О некоторых мифах в социологии // Социальные исследования. 2016. №1. С. 21-30. http://www.jsr.su/16/1.html
ОтветитьУдалитьа что такое валидность метода семантического дифференциала?
УдалитьКак раз это и описано в статье.
Удалитьхорошо, не отвечаете прямо, давайте по другому: какая именно валидность описана в статье?
Удалить