.

Сделать репост в соц сети!

понедельник, 4 января 2021 г.

Маслоу Абрахам, Maslow Abraham. Классики менеджмента

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер 

Все классики менеджмента - по ссылке


Маслоу, Абрахам (1908-1970), Maslow, Abraham

  1. Введение
  2. Иерархия потребностей
  3. Оценка
  4. Заключение


Краткие биографические сведения


  • родился 1 апреля 1908 г. в Бруклине;
  • получил психологическое образование; первоначально занимался изучением социального поведения приматов;
  • преподавал в Бруклинском колледже и Западном институте бихевиоральных наук; позднее стал профессором социальной психологии в Бренедейсском университете, в 1967-1968 гг. был президентом Американской психологической ассоциации;
  • разработал теорию “иерархии потребностей”;
  • оказал основополагающее влияние на развитие мотивационной теории;
  • скончался 8 июня 1970 г.

Основные работы


  • The Principles of Abnormal Behavior (совместно с Б. Миттельман) (1941)
  • “A theory of human motivation” (1943)
  • Motivation and Personality (1954)
  • Towards Psychology of Being (1962)
  • Eupsychian Management: A Journal (1965)
  • The Psychology of Science (1967)
  • The Farther Reaches of Human Nature (1971)


Резюме

А. Маслоу внес основополагающий вклад в развитие теории мотивации. На основе результатов проведенных им клинических исследований ученый разработал представление о том, что любые человеческие потребности могут быть классифицированы в рамках следующей пятиуровневой иерархии: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и социальном общении, потребности в самоуважении и потребности в самореализации или “самоактуализации”.

Идеи А. Маслоу вывели мотивационную теорию за рамки более простых моделей научного менеджмента и представлений бихевиористов. Он разработал более динамичную модель изменения потребностей и желаний, придавшую новое значение роли бессознательных мотивов. С 1943 г., когда новая теория была впервые опубликована в печати, и до смерти ее автора в 1970 г., А. Маслоу считался ведущим специалистом в области мотивации. Многие более поздние теории мотивации, например, таких ученых как Д. Макгрегор (McGregor, 1960), Ф. Герцберг (Herzberg, 1966) и К. Алдерфер (Alderfer, 1972), были “прямыми потомками” идей А. Маслоу, и его теория обеспечила исходную позицию для большинства последующих исследований по этой теме.   

1. Введение


Теории А. Маслоу сформировались под воздействием достижений различных научных дисциплин, включая биологию, антропологию, клиническую психологию и психоанализ (влияние последнего было, возможно, наиболее продолжительным и сильным). А. Маслоу отчетливо связывал представление о потребности в любви с работами З. Фрейда (понимая, что его выводы вступают в противоречия со многими основными указаниями З. Фрейда), концепцию потребности самоуважения с идеями А. Адлера и концепцию самоактуализации (и ее применении на уровне общества в целом) с теоретическими разработками Э Фромма (который во многом обязан своими достижениями результатам, полученными К. Голдштейном (Goldstein, 1939)).

До А. Маслоу в качестве отправной точки теории мотивации рассматривались психологические побуждения человека к удовлетворению потребностей в еде, питье или сексе. А. Маслоу доказал, что хотя такого рода побуждения или потребности могут использоваться в качестве “каналов” для других более высоких или более сложных потребностей, они являются относительно изолированными и локализованными.

Первый важный вывод А. Маслоу заключался в следующем. Да, неудовлетворенные психологические потребности человека выходят на первый план. Но это отнюдь не означает, что они продолжать доминировать после своего насыщения. Напротив, уже удовлетворенная потребность продолжает существовать лишь потенциально, с акцентом на движение вперед к “более высоким потребностям”.

Данный вывод обеспечил сдвиг основного внимания теории мотивации с вопросов депривации к вопросам удовлетворения. А. Маслоу находился под влиянием результатов выполненных в 1930-х гг. медицинских исследований проблемы гомеостаза, и открытием того факта, что уровень аппетита, испытываемого человеком к различным продуктам, может использоваться в качестве надежного индикатора действительных (бессознательных) физических потребностей. Логика этого процесса, посредством которого удовлетворение каждого предыдущего желания вызывало активацию последующего, неумолима вела А. Маслоу к идее, с которой теперь ассоциируется его имя, к идее об “иерархии потребностей”.


2. Иерархия потребностей


А. Маслоу идентифицировал пять основных категорий человеческих потребностей:

1. Физиологические потребности включают в себя потребности в еде, питье, сексе (который А. Маслоу не смешивал с любовью или самоуважением) и сне. А. Маслоу считал, что их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребности более высоких уровней, но только при условии их неудовлетворенности.

2. Потребности в безопасности. Спектр потребностей в безопасности является более сложным, так как предоставляет широкие возможности для субъективных оценок. Согласно А. Маслоу дети открыто проявляют стойкую потребность в безопасности и надежности, а у взрослых они носят скрытый характер. Однако невротические индивиды оказываются неспособными сдерживать свой страх перед потенциальной опасностью, даже, несмотря на ее отдаленность, и разрабатывают специальные ритуалы и процедуры для снижения неопределенности внешней среды.

3. Потребности в социальном общения и в любви. Первоначально А. Маслоу использовал для определения этого уровня потребностей только понятие любви, но позднее расширил его за счет “потребностей в социализации”. В своих ранних работах он демонстрировал тесную связь между половым инстинктом и агрессивным поведением приматов (Maslow, 1971) и рассматривал любовь как феномен, основанный скорее на обоюдных чувствах, чем как проявление агрессии, аналогичный более широким социальным привязанностям.

4. Потребность в самоуважении. Анализ результатов исследования А. Маслоу поведения получивших травмы и утративших уверенность в себе индивидов привел ученого к убеждению о том, что у здоровых людей самоуважение основывалось скорее на их реальных возможностях, чем на принятии желаемого за действительное. Теория А. Маслоу позволяла объяснить, почему среди имевших одинаковую зарплату, одинаковые гарантии занятости и хорошие социальные взаимоотношения работников, могли появляться недовольные своим положением индивиды.   


5. Самоактуализация или потребности в осуществлении. А. Маслоу верил в то, что возникновение отрицательных эмоций и негативных психологических характеристик обусловлено блокированием или искажением проявления более высоких качеств, которые он рассматривал в качестве основных и универсальных характеристик человеческой природы. А. Маслоу проявлял растущее беспокойство по поводу исследований природы трансцендентных или “пиковых” переживаний и возможности ответа на вопрос о том, обязательно ли самоактуализация является преходящим явлением.

3. Оценка


Длительное время предложенная А. Маслоу теория иерархии обязательно присутствовала во всех учебниках по психологии и нередко страдала от чрезмерно буквального толкования. С момента создания этой теории в ее адрес было высказано немало замечаний, которые в основном касались идеи А. Маслоу о том, что потребность определенного уровня не может рассматриваться в качестве мотиватора до тех пор, пока не получают удовлетворения потребности более низких уровней. Кроме того, критики отмечали неспособность теории иерархии в полной мере учитывать индивидуальные различий людей и более широких организационных, политических, социальных или экономических факторов.

Некоторые их этих теоретических слабостей признавались самим А. Маслоу (причем с самого начала исследований). Например, он понимал, что люди могут лишать себя возможности удовлетворения низших потребностей ради удовлетворения высших. Данный феномен он попытался объяснить, хотя и не очень убедительно, тем, что индивиды, традиционно довольствующиеся исполнением определенных желаний с большей вероятностью могут отказаться от их удовлетворения ради того, чтобы сконцентрироваться на потребностях более высоких уровней. Он допускал также, что не все люди могут стимулироваться потребностями самореализации или даже самоуважения и считал, что длительная депривация может нейтрализовать стремление к удовлетворению потребностей трех высших категорий.

Однако, наиболее серьезные замечания касались отсутствия эмпирических подтверждений обоснованности модели иерархии потребностей или существования механизмов, которые, как утверждалось, действуют между ее уровнями (см. Wahba and Bridwell, 1976; Rauschenberg et. al., 1980). Ответ, данный на эту критику А Маслоу, отражал его холистическое понимание психологии:

Справедливым будет признание того, что эта теория была достаточно успешной с клинической, социальной или персонологической точек зрения, но не в плане лабораторных или экспериментальных исследований. Она хорошо подходила к личному опыту большинства людей и часто обеспечивала им теоретическую основу для того, чтобы помочь улучшить ощущение их внутренней жизни. По-видимому, для большинства людей она обладает прямым, личным и субъективным правдоподобием. Однако ей по-прежнему не хватает экспериментальной поддержки. Я пока что не могу придумать хороший способ ее проверки в лабораторных условиях (Maslow, 1970: xii).  


4. Заключение


Прежде всего, следует отметить, что мышление А. Маслоу было более тонким, гибким и широким, чем его представляют популярные издания, благодаря которым приобрела известность его теория иерархии потребностей. В определенной мере идеи ученого стали жертвами успеха. Сам А. Маслоу почти наверняка отнюдь не намеревался предлагать нам универсальное средства для решения управленческих проблем и возможно не стремился к тому, чтобы его теория использовалась для решения проблем мотивации посредством представления простой классификации потребностей. А. Маслоу неохотно использовал простые категории и дихотомии, так как верил в единство и целостность человеческой натуры. Его главной заботой была не мотивация в организационном смысле, а этическая психология, стремящаяся идентифицировать связи между универсальностью высоких устремлений и ценностей и господством их противоположностей в обыденной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий