Сама постановка вопроса о символе трудовой этики идет от Макса Вебера
Если Вы знакомы с его работами, то, конечно, не могли пройти мимо протестантской трудовой этики (The Protestant Ethic and Spirit of Capitalism (1904-1905) - Протестантская этика и дух капитализма). Макс Вебер объяснял успехи западной цивилизации особым психотипом. Это, если хотите, внутренний код нации - на уровне бессознательного, культуры, того, что определяет паттерны поведения и т.п.
Литератрный символ этой этики – Фауст. Чувак, пройдя все возможные удовольствия, останавливается на труде:
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они».
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Труд самоценность. Кстати говоря, первый, видимо, в истории случай, когда прославяли труд. Прославляли воинов, служение богу, любовь, но труд - впервые. Ну и саму идею обогащения, которая ранее считалась постыдным делом.
С тех пор начались поиски символов трудовой этики у других народов - то, что позволяет народу достигать успехов.
Свои символы есть у японцев – Хатико и 47 ронинов.
В России искали аналогичный символ у старообрядцев, но революция снесла их. И на смену старообрядцам пришли Стругацкие
Понедельник начинается в субботу
Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь,
которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.
Счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же..... Стругацкие смогли открыть наш код. Это наш, российский, символ трудовой этики - на уровне религиозной устанвки. Это то, что позволяет нм достигать успехов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий