.

Сделать репост в соц сети!

вторник, 9 февраля 2021 г.

Беннис Уоррен, Bennis Warren. Классики менеджмента

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Все классики менеджмента - по ссылке




Беннис, Уоррен (1925) Bennis, Warren

  1. Биографические сведения
  2. Динамика малых групп и развитие организации
  3. Планирование изменения и изменяющееся общество
  4. Лидерство


Краткие биографические сведения

  • родился в 1925 г.;
  • служил в Европе в качестве пехотного офицера армии США;
  • в 1951г. закончил факультеты психологии и бизнеса в Антиохском колледже;
  • в 1955 г. получил звание доктора экономики и социальных наук в Массачусетском технологическом институте (МТИ);
  • преподавал в МТИ в 1955-1956 гг.;
  • преподавал в Бостонском университете в 1956-1959 гг.;
  • сотрудник отдела организационных исследований МТИ, а 1959-1967 гг. его руководитель;
  • ректор и исполнительный вице-президент Университета штата Нью-Йорк в городе Буффало в 1967-1971 гг.;
  • в 1971-1978 гг. президент Университета Цинциннати;
  • почетный профессор Университета Южной Калифорнии, 1979 г.  


 

Основные работы


  • Personal and Organizational Change Through GroupMethods: The Laboratory Approach (совместно с Э. Шейном) (1965)
  • Beyond Bureaucracy (1966)
  • The Temporary Society (1967)
  • Leaders (совместно с Б. Намусом)
  • Organazing Genius: The Secrets of Creative Collaboration (совместно с П. Бидерманом)


Резюме


Уоррен Беннис получил наибольшую известность благодаря своим разработкам проблем лидерства. Его книги по теме лидерства, написанные хорошим языком на типичном американском материале, изданы во многих странах мира. Его основной научный вклад был сделан на первом этапе карьеры (1955-1967 гг.), когда У. Беннис работал в лаборатории, занимавшейся исследованием малых групп (и прежде всего Т-групп), а затем заинтересовался вопросами организационного развития и типами изменений, происходящих в обществе и тем, как должны адаптироваться организации. Следующий этап его карьеры был посвящен практической реализации собственных представлений о лидерстве в университетской администрации. Впоследствии, вновь заняв научную должность, У. Беннис изучал природу лидерства и его решающую роль в организациях, действующих в условиях изменяющегося мира: его взгляды приобрели мессианский характер и часто подвергались острой критике.


Биографические сведения


Уоррен Беннис родился 8 марта 1925 г. в еврейской семье. Он считает, что его детство было “скучным, бедным событиями и очень долгим”. У него был отец, который, стремясь спасти от разорения маленький магазин, работал по 18 часов, и два старших брата-близнеца, разница с которыми составляла 10 лет — именно лидерские качества одного из них пробудили интерес Уоррена к основной теме его будущих исследований. Он описывал себя как замкнутого, угрюмого, погруженного в себя мальчика, не имевшего надежд и желаний и предпочитавшего избегать общества сверстников. У него не было близких друзей. Уоррен не очень любил свою школу и ее преподавателей, за исключением одного учителя. В семье он ощущал себя маргиналом, а поскольку был евреем — то и маргиналом в обществе. Именно этим У. Беннис объясняет свои способности к чтению и умение отвечать на вопросы других людей (повышение остроты восприятия сигналов, направлявшихся к нему от основной массы людей). Подобный анализ собственного раннего периода жизни, приведенный в An Invented Life, возможно стал следствием влияния учения З. Фрейда, которое он изучал в молодости в течение шести лет. После окончания школы У. Беннис прослужил четыре года в американской армии. На втором году службы он получил офицерское звание и был направлен в Европу, где оказался самым молодым офицером-пехотинцем в американских войсках.


Никто из членов его семьи никогда не учился в университете, но как демобилизованный из вооруженных сил, У. Беннис решил воспользоваться своим правом на обучение с получением стипендии в течение восьми лет. Он поступил в передовой в те времена Антиохский колледж, так как много слышал о нем от своих армейских товарищей. По его словам, армия научила его ценить организацию, а в колледже он приобрел навыки отстаивания своего собственного мнения. В период учебы на особенно глубокое влияние на У. Бенниса оказал президент колледжа, Дуглас Макгрегор (см. МАКГРЕГОР Д.), который позднее пригласил его работать в свою лабораторию в МТИ.


Дальнейшая карьера У. Бенниса условно может быть разделена на три части: двенадцать лет исследовательской и преподавательской работы, главным образом в МТИ, где он добился главных научных результатов; десять лет на административных должностях в университете; наконец, после перенесенного в 1979 г. инфаркта, работа по научной переоценке сделанного на прошлых этапах; в том же году он стал почетным профессором Университета Южной Калифорнии, где сосредоточил основные усилия на исследовании проблем лидерства и на распространении своего учения в самом широком смысле этого слова.  

2. Динамика малых групп и развитие организаций


Ранние работы У. Бенниса были посвящены лабораторным исследованиям малых групп. Он начал их в 1955 г. с изучения Т-групп в Национальной лаборатории обучения (National Training Laboratories) в городе Бетел, штат Мэн, и управление такой группой давало ему, по его собственному описанию, “ощущение необузданности и веселья”. Метод Т-групп назывался также методом тренировки чувствительности и был нацелен на поощрение свободной, ничем не сдерживаемой дискуссии всех участников группы с тем, чтобы каждый ее член смог понять, как он воспринимается другими. В то время применение метода Т-групп было популярным способом обучения человеческим отношениям, но позднее стало подвергаться серьезной критике.


Во время работы с Т-группами У. Беннис главным образом интересовался организацией группы, а не развитием индивидов. Этот интерес к этапам группового роста привел к выходу в свет в 1956 г. его наиболее часто упоминаемой статьи “A theory of group development”, написанной совместно с Гербертом Шепардом. В этой статье говорится о зависимости и независимости, о влиянии и любви, о власти и тесных связях как о центральных проблемах групповой жизни. Авторы отмечали, что в большинстве организаций и сообществ степень близости между их членами и распределение власти являются предписанными, в то время как в Т-группах они во многом оказываются неопределенными и изменчивыми. Их анализ этапов развития в таких группах и роли ее инструктора во многом нес на себе отпечаток воздействия учения З. Фрейда.


Одна из проблем работы с Т-группой заключалась в том, что некоторые ее члены возвращались назад к тем же самым старым организациям, где их только что приобретенные навыки открытого общения отнюдь не являлись общепринятой нормой. Осознание данной проблемы породило у У. Бенниса и других ученых интерес к проблеме организационного развития (то есть способам помощи организациям в создании такой культуры, которая позволяла бы людям быть более открытыми и больше доверять друг другу). Книга Organizational Development: Its Nature, Origins and Prospects (“Организационное развитие: его природа, происхождение и перспективы”) (1969) стала вкладом У. Бенниса в серию работ по теории развития организаций издательства Addison-Wesley. Позднее У. Беннис отошел от темы исследования развития организаций, жалуясь на то, что “она была бесплодной для интеллекта”.


Он вновь вернулся к проблеме малых групп в своей последней книге Organizing Genius (“Организующий гений”). В ней дается живое описание происхождения и развития шести выдающихся американских групп, включая группу, занимавшуюся разработкой проекта атомной бомбы, Колледж Блэк Маунтин — экспериментальное учебное заведение в Северной Каролине, а также группу создателей диснеевского мультфильма “Белоснежка и семь гномов”. Анализируя работу этих шести групп, У. Беннис сделал несколько важных выводов, включая и вывод о том, что все они имели своих необычных, склонных к фантазиям лидеров и в то же время стремились иметь коллегиальный характер.


3. Планирование изменений и изменяющееся общество


В первой половине 1960-х гг. У. Беннис расширил свой интерес к проблеме развития организации. В его книге The Planning of Change: Readings in the Applied Behavioural Sciences (“Планирование изменения и его толкование прикладными науками о поведении”) (написанной совместно с К. Бенне и Р. Чин, 1962) рассказывается о том, что мы знаем о способах изменения организаций. Болезни современного американского общества были описаны им в The Temporary Society (“Временное общество”) (совместно с П. Слейтером, 1964), в которой рассматривался новый тип лидерства, которое потребуется для организаций, стремящихся адаптироваться к условиям изменяющегося мира. Эта книга предвосхитила многие более поздние идеи о будущем, как это сделала другая его работа — Beyond Bureaucracy (1966) (“По ту сторону бюрократии”) в отношении изменяющейся природы организаций.  

 

4. Лидерство


Интерес У. Бенниса к проблеме лидерства и склонность к написанию работ на эту тему имели давнюю историю: его первое сочинение, посвященное вопросам руководства, появилось в конце 1950-х гг. (хотя основные работы увидели свет приблизительно четверть века спустя). В отличие от многих ученых, писавших на эту тему, он имел практический опыт работы в качестве административного лидера — директора Университета Цинциннати, а также опыт написания многих книг по проблемам лидерства.


В некоторых ранних исследованиях У. Бенниса его интерес к теме лидерства был связан с интересом к вопросам динамики групп: влиянию, которое по-разному структурированные группы оказывают на тех, кто становится их руководителем к тому, какие комплексные организационные и личностные переменные связаны с изменениями, возникающими в результате лабораторных тренировок — например, популярной в 1960-х гг. тренировки чувствительности.


Его взгляды на лидерство эволюционировали. В своих ранних работах У. Беннис придавал особое значение поощрению участия и созданию отношений доверия и открытости. Позднее он стал заявлять о необходимости осознания важности властных отношений для более глубокого понимания феномена лидерства. Он стал также все больше осознавать комплексность той среды, в которой работает руководитель.


Уоррен Беннис рассматривает лидерство в качестве фактора, приобретающего в конце XX в. первостепенное значение. Его самая известная книга по данной проблеме, Leaders (“Лидеры”) (1985), написанная совместно с Бертом Нанусом, основывалась на результатах изучения девятнадцати американских лидеров. Несмотря на их несхожесть, авторы книги выявили у них четыре основных качества: управление вниманием, управление ассоциируемыми идеями, управление доверием и самоуправление. Управление вниманием происходит из умения увидеть то, что готовы признать другие люди. Управление ассоциируемыми идеями требует умения их успешного распространения. Управление доверием является крайне важным, так как оно необходимо всем организациям и является основным элементом их надежности. Самоуправление подразумевает знание собственных способностей и умелое их применение. У. Беннис верит в то, что феномен лидерства подлежит изучению, поэтому он посвящает часть своих работ описанию этого процесса.


Уоррен Беннис рассматривает руководство в неразрывном его единстве с индивидом; по его мнению наличие обладающих воображением, облеченных полномочиями лидеров — важнейшей особенность изменяющегося мира. Он описывает осуществление лидерства как трансформирование последователей руководителя посредством формирования у них вИдения поставленных целей и озвучивания методов их достижения, а также путем стимулирования у сотрудников самоуважения и потребностей в творчестве. По мнению У.Бенниса моделью поведения лидеров будущего станет наставничество, когда руководитель исполняет роль во многом напоминающую роль тренера команды. Лидер должен обладать такими качествами как умение учиться у других и у внешней среды, а также стремление больше узнать о самом себе. У. Беннис называет таких руководителей “вечными учениками”. Хороший лидер должен также обладать здоровым эгоизмом, чтобы иметь возможность воспринимать людей такими, какие они есть. Лидерство основывается на трех основных факторах: амбициях или внутренних побуждениях, компетенциях или опытности, а также на внутренней целостности или моральных качествах. У. Беннис предупреждает об опасности выбора в сложные времена тех лидеров, которые обладают амбициями и компетенцией, но лишены порядочности.


У. Беннис признавал, что многие характеристик лидеров были впервые описаны еще Мэри Паркер Фоллет (Bennis, 1995; см. ФОЛЛЕТ, М.).


Заключение


За годы своей карьеры Уоррен Беннис написал множество книг и статей. Некоторые из них создавались совместно с другими учеными, причем нередко с коллегами по работе. У. Беннис наиболее широко известен как создатель и проповедник учения о лидерстве, причем по данной проблеме он также проводил консультации, читал лекции и писал научные работы. Его призвание — дать людям представление о качествах, делающих человека хорошим лидером и о том, что надлежащим образом организованное руководство является ключевым фактором достижения быстрых перемен в обществе. Он считает себя пророком — и в этом проявляется влияние многотысячелетней истории еврейского народа — а также учителем, но не тем, кто имеет или хотел бы иметь учеников. Те, кто пишут о У. Беннисе, подчеркивают значение не только его работ, но и его неповторимой личности. Взгляды У. Бенниса на проблему лидерства часто критикуются как возрождающие подход с точки зрения характерных черт, как наделяющие лидеров почти что чудодейственными возможностями.


Несмотря на многочисленные поездки У. Бенниса за границу и длительные периоды пребывания там во время чтения курсов лекций в местных университетах, его взгляды и используемые методы остались, по сути, чисто американскими, а примеры выдающихся лидеров и групп взяты из истории США. Но когда две его книги по проблемам лидерства были переведены на многие языки, его взгляды получили признание не только в Америке, но и во многих странах мира. Несмотря на высказывания У. Бенниса о стремлении покончить с автократическим, командным подходом, сам он сохраняет твердую веру в лидера, а значит и в его последователей.


Его сочинения по проблемам лидерства являются скорее результатом вдохновения, а не научного анализа. Все это, учитывая также его яркий, живой язык, означает, что его читательская аудитория гораздо шире той, которая ищет лишь научных знаний по проблеме лидерства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий