Share |

среда, 30 мая 2012 г.

Зависимость психологического климата от процедур в тренинге


Один знакомый тренер написал в фейсбуке:
Принятие групповых решений путем голосования разрушает климат в группе
После этого пошло обсуждение: кто-то подтвердил, что да, так и есть, кто-то внес свое и т.п.. Я же подумал, а почему бы не проверить это утверждение? Тем более, что процедура проверки утверждения весьма проста и может быть вписана в сам тренинг.
Можно договориться об инструменте измерения климата группы – только в этом сложность. Но в конце концов, важно договориться, чтобы все согласились с этим инструментом. Мне представляется, что климат в группе можно мерить методом самооценки участников. Например, попросить оценить в какой то момент психологический климат в группе по шкале в 100 баллов. Через какое-то время еще раз. Потом провести несколько голосований и опять измерить… И получить результат.
Зависит ли климат в тренинге от характера вопросов, выносимых на голосование? Зависит ли психологический климат от того, открытое голосование или закрытое? Какой тип голосования – открытое или закрытое – влияет больше на климат?
Можно давать измерять не психологический климат, а другие составляющие, например, уровень доверия к другим участникам тренинга. Уровень готовности сотрудничать и т.п. и т.д… тут уже креатив можно по полной включить.
Мне нравится инструмент, который предложил в свое время психолог Эткинд: измерения эмоционального состояния с помощью цветов Люшера. Вначале человека просят разложить цвета в порядке от самого приятного до самого неприятного, а потом оценить свое состояние каким то цветом. Тоже самое можно проводить в отношении психологического климата в группе тренинга.
Причем, повторюсь, сам инструмент можно хорошо вписать в тренинги: обычно участники легко принимают такие вещи. И после вторичного измерения можно организовать рефлексию произошедшего: почему, на ваш взгляд, снизился уровень психологического климата в группе? Почему у этих участников снизился, а у других – нет? И т.п…
Далее простая обработка с помощью статистических методов и получили результаты.
Коллеги, тренера, не хотите вписать свое имя в науку?) с меня методическое обеспечение, с вас – материал для эксперимента)))

4 комментария:

  1. Эдуард,отличная скорость реакции мысли!) И прекрасная идея! Я в своих тренингах использую для измерения состояния участников группы коучинговую шкалу! Например, перед каким-то упражнениям они отмечают на шкале свое состояние(разнообразные состояния, в зависимости от темы(комфортность, доверие к группе, уверенность и т.д)) от 1 до 10. и после упражнения отмечают на той же шкале опять! И потом проводим обсуждение - у кого какой разброс в какую сторону и что повлияло! Действительно, этот процесс всегда проходит оживленно и активно, так как дает информацию не только тренеру о группе, но и участникам о себе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И кроме того, эти процедуры - отличный способ получения обратной связи тренеру
      про рефлексию уже поминали, но остановлюсь еще раз: рефлексия "а почему я поднял оценку по шкале?" или "а почему я снизил уровень доверия группе?" - один из самых мощных инструментов работы на тренинге
      и работа с такими шкалами - отличный способ обеспечить результат)
      И кроме того, можно и научную ценность получить - наработанные на многих тренингах результаты можно систематизировать...

      Удалить
  2. Можно попробывать. Возрастной ценз групп есть или детские группы тоже подойдут?

    ОтветитьУдалить
  3. а какого типа тренинги для детей вы ведете?

    ОтветитьУдалить

рек

Популярные сообщения