Share |

воскресенье, 27 мая 2012 г.

Определенность – неопределенность в тренинге


Пост вопрос и рефлексия

Цитата поста

У Елены Сидоренко в, кажется, книге о тренинге коммуникативной компетентности есть фраза про то, что в тренинге равны все, только тренер еще и деньги получает… Кто же тогда тренер? Видимо такой же участник, только с чуть более высоким уровнем экспертизы. Если равны, то как можно управлять результатами тренинга?

Вводная

При создании тренинга планирую определенность – неопределенность результатов.
Что это значит?
Каждое упражнение, каждый раздел подразумевают обсуждение выполнения. В ходе дискуссии участники приходят к какому-то выводу, резюме. Этот вывод:
1)      Фиксирует навык, отрабатывающийся в упражнении
2)      Определяет выполнение следующих упражнений и заданий
Следовательно, бывает очень важно, какой именно вывод сделан участниками. Если вывод получается совсем иным, чем планировал тренер, то развитие, динамика тренинга пойдут в неизвестном тренеру направлении и могут выйти из под контроля.
Профессионализм тренера часто определяется умением не директивно подвести участников к нужному выводу. И чтобы подвести, тренер должен осознавать, какой результат должен быть получен.
В этом месте замечу, что пост не касается тренингов, где вывод в упражнении не влияет на дальнейшее течение: типа тренингов личностного роста, где результат и вывод являются уникальными для каждого участника. Речь о тренингах с понятным контентным результатом, который фиксируется  в виде: «участник в результате тренинга должен знать…. уметь….»

Модель определенности – неопределенности

Я в таких тренингах пользуюсь моделью определенности – неопределенности.
 В среднем закладываю соотношение 70/30. Т.е. я примерно на треть доверяю участникам в получении результата.
Для чего вообще закладывать неопределенность?
Это конечно собственное саморазвитие – узнавание нового. Во-вторых, неопределённость повышает энергетику группы, драйв и т.п…
Риск уже был упомянут – опасность потерять контроль
Соотношение 70/30 не неизменно. Зависит от моего уровня экспертизы по теме тренинга, от моей уверенности в умении управлять динамикой и т.п..
Есть ли у вас в тренинге подобная модель? Какое соотношение используете вы? В чем видите риски? В чем возможности?

Комментариев нет:

Отправить комментарий