Принципы менеджмента Toyota: противоречит ли Кайдзен стратегическому управлению?
Это пост в продолжение моих постов о принципах успешности в бизнесе. Точнее о главном принципе успешности в бизнесе, на мой взгляд. Принципе неравновесности. Принцип неравновесности в моей интерпретации заключается в преобладающей концентрации усилий на ограниченном числе направлений в ущерб другим. Причем сознательном ослаблении других направлений. И не только в силу отсутствия ресурсов на них, но как некий способ борьбы с конкурентами и/или приданию дополнительных степеней свободы, гибкости.
И только Япония, Кайдзен, Toyota не давали мне покоя) Казалось, что Кайдзен как философия бизнеса противоречит принципу неравновесности.
Кайдзен — японская философия, которая фокусируется на непрерывном улучшении всех аспектов жизни. В приложении к работе, действия Кайдзэн непрерывно улучшают все функции бизнеса, от производства до высшего руководства, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, Кайдзен имеет целью устранить всё лишнее (см. Бережливое производство). Впервые философия Кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру. Термин Кайдзен ввел Масааки Имаи в 1986 году в его книге, после чего термин стал широко известен.
Кайдзен зародился в Японии. Само слово является составным, и включает в себя два других – «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи. Он считает, что кайдзен – это настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни.
Главная мысль кайдзен фокусируется вокруг постоянного беспрерывного совершенствования процесса. Любого процесса, как на работе, так и в личной жизни. И в этом плане кайдзен, пожалуй, лучше всего описывает подход японских компаний, который так тщательно изучали в Европе и США в 80-е годы.
Успех японцев во многом основан на философии, которую они исповедуют – философии постоянного, неторопливого совершенствования всех процессов. Если на Западе компании предпочитают меняться за счет инноваций – больших, но редких преобразований, то в Японии принят совершенно иной подход, согласно которому компании меняются на протяжении всей своей жизни. Все время, незаметно, медленно, совершенствуясь каждую минуту.
Кайдзен – это процесс, который является нормой в Японии. Его не изучают так пристально, как в Европе или США, так как отношение к делу, где сотрудники, группы и процессы подвергаются постоянному совершенствованию, является нормой для любого японца, не представляющего как можно жить иначе.
В это же время кайздзен далеко не всегда лежит на поверхности. Часто, этот процесс совершенно незаметен, так как в его основе лежит постепенное, незаметное совершенствование. К концепции кайдзен относят большую часть известных японских техник менеджмента, включая «поставки-точно-в-срок», канбан, всеобщий контроль качества, контроль качества в масштабе всей компании, систему нуль дефектов, систему подачи предложений и многое другое.
Конечно, нельзя сказать, что кайдзен вышел за пределы Японии в том виде, в котором он находился внутри самой страны. Это не так. В Японии достаточно важным (хотя и не основным) элементом кайдзен были специально создаваемые кружки качества, так и не нашедшие поддержки за пределами страны самураев. Но многие другие вещи из кайдзен получили широкое распространение, повлияв на мировой менеджмент.
И вот мне представлялись такие сверх осторожные, мудрые менеджеры Тойота с девизом а-ля "Один шаг вперед, 10 назад и еще 15 в сторону", а рабочие сродни нашим передовикам при социализме: пашут сутками, хвалят высшее руководство Тойота и еще постоянно подают рацпредложения по усовершенствованию работы. Но больше всего я опасался, что японцы придают слишком большое значение уровню рабочих: хороший солдат это здорово, но одно стратегическое решение стоит значительно выше.
Именно поэтому добрался до принципов менеджмента Toyota. И был приятно удивлен. Итак, принципы менеджмента Toyota
1.Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям - это и есть тот самый принцип неравновесности. Жертва одним ради стратегического успеха
2.Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
3.Используй «вытягивающую» схему, чтобы избежать перепроизводства. Организация работы производства требует, чтобы потребитель получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве.
4.Выравнивай объёмы работ. Для того, чтобы создать правильное бережливое производство и добиться улучшение качества обслуживания, нужно выровнять график производства, не всегда строго следуя порядку поступления заказов.
5.Останавливай производство, если того требует качество - жертвуем
6.Стандартные задачи и делегирование полномочий сотрудникам — основа непрерывного совершенствования.
7.Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
8.Используй только надёжную, испытанную технологию.
9.Воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.
10.Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие корпоративную философию. 9-й и 10-й принципы не очевидны, но лидерство это тоже неравновесность. Ставка на лидеров, на незаурядных11.Уважай своих партнёров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай совершенствоваться.
12.Хочешь разобраться в ситуации — посмотри на всё своими глазами.
13.Принимай решение не торопясь, взвесив все возможные варианты.
14.Сделай свою компанию обучающейся организацией за счёт неустанного анализа и непрерывного совершенствования.
Особо был удивлен подходом к воспитанию лидеров и незаурядных личностей в Японском менталитете, который, мне казалось, всегда был напрвлен на скорытие индивидуальности. Поправьте меня, если я неправ.
Задаю провокативный вопрос: какие риски для компании могут нести 9 и 10 принципы?) В чем опасность лидеров и незаурядных личностей?
Если же мои мысли о принципе неравновесности не покажутся вам интересными, глубокими и, вообще, заслуживающими внимание, то буду рад, по крайней мере познакомить с определением Кайдзена и принципами менеджмента Тойота.
Заказать по теме
Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний
Практика дао Toyota. Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. Джеффри Лайкер и Дэвид Майер
Это пост в продолжение моих постов о принципах успешности в бизнесе. Точнее о главном принципе успешности в бизнесе, на мой взгляд. Принципе неравновесности. Принцип неравновесности в моей интерпретации заключается в преобладающей концентрации усилий на ограниченном числе направлений в ущерб другим. Причем сознательном ослаблении других направлений. И не только в силу отсутствия ресурсов на них, но как некий способ борьбы с конкурентами и/или приданию дополнительных степеней свободы, гибкости.
И только Япония, Кайдзен, Toyota не давали мне покоя) Казалось, что Кайдзен как философия бизнеса противоречит принципу неравновесности.
Кайдзен — японская философия, которая фокусируется на непрерывном улучшении всех аспектов жизни. В приложении к работе, действия Кайдзэн непрерывно улучшают все функции бизнеса, от производства до высшего руководства, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, Кайдзен имеет целью устранить всё лишнее (см. Бережливое производство). Впервые философия Кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру. Термин Кайдзен ввел Масааки Имаи в 1986 году в его книге, после чего термин стал широко известен.
Кайдзен зародился в Японии. Само слово является составным, и включает в себя два других – «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). Автором этой концепции менеджмента является Масааки Имаи. Он считает, что кайдзен – это настоящая философия, которая может быть одинаково успешно применима и в бизнесе, и в личной жизни.
Главная мысль кайдзен фокусируется вокруг постоянного беспрерывного совершенствования процесса. Любого процесса, как на работе, так и в личной жизни. И в этом плане кайдзен, пожалуй, лучше всего описывает подход японских компаний, который так тщательно изучали в Европе и США в 80-е годы.
Успех японцев во многом основан на философии, которую они исповедуют – философии постоянного, неторопливого совершенствования всех процессов. Если на Западе компании предпочитают меняться за счет инноваций – больших, но редких преобразований, то в Японии принят совершенно иной подход, согласно которому компании меняются на протяжении всей своей жизни. Все время, незаметно, медленно, совершенствуясь каждую минуту.
Кайдзен – это процесс, который является нормой в Японии. Его не изучают так пристально, как в Европе или США, так как отношение к делу, где сотрудники, группы и процессы подвергаются постоянному совершенствованию, является нормой для любого японца, не представляющего как можно жить иначе.
В это же время кайздзен далеко не всегда лежит на поверхности. Часто, этот процесс совершенно незаметен, так как в его основе лежит постепенное, незаметное совершенствование. К концепции кайдзен относят большую часть известных японских техник менеджмента, включая «поставки-точно-в-срок», канбан, всеобщий контроль качества, контроль качества в масштабе всей компании, систему нуль дефектов, систему подачи предложений и многое другое.
Конечно, нельзя сказать, что кайдзен вышел за пределы Японии в том виде, в котором он находился внутри самой страны. Это не так. В Японии достаточно важным (хотя и не основным) элементом кайдзен были специально создаваемые кружки качества, так и не нашедшие поддержки за пределами страны самураев. Но многие другие вещи из кайдзен получили широкое распространение, повлияв на мировой менеджмент.
И вот мне представлялись такие сверх осторожные, мудрые менеджеры Тойота с девизом а-ля "Один шаг вперед, 10 назад и еще 15 в сторону", а рабочие сродни нашим передовикам при социализме: пашут сутками, хвалят высшее руководство Тойота и еще постоянно подают рацпредложения по усовершенствованию работы. Но больше всего я опасался, что японцы придают слишком большое значение уровню рабочих: хороший солдат это здорово, но одно стратегическое решение стоит значительно выше.
Именно поэтому добрался до принципов менеджмента Toyota. И был приятно удивлен. Итак, принципы менеджмента Toyota
1.Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям - это и есть тот самый принцип неравновесности. Жертва одним ради стратегического успеха
2.Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
3.Используй «вытягивающую» схему, чтобы избежать перепроизводства. Организация работы производства требует, чтобы потребитель получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве.
4.Выравнивай объёмы работ. Для того, чтобы создать правильное бережливое производство и добиться улучшение качества обслуживания, нужно выровнять график производства, не всегда строго следуя порядку поступления заказов.
5.Останавливай производство, если того требует качество - жертвуем
6.Стандартные задачи и делегирование полномочий сотрудникам — основа непрерывного совершенствования.
7.Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
8.Используй только надёжную, испытанную технологию.
9.Воспитывай лидеров, которые досконально знают своё дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.
10.Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие корпоративную философию. 9-й и 10-й принципы не очевидны, но лидерство это тоже неравновесность. Ставка на лидеров, на незаурядных11.Уважай своих партнёров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай совершенствоваться.
12.Хочешь разобраться в ситуации — посмотри на всё своими глазами.
13.Принимай решение не торопясь, взвесив все возможные варианты.
14.Сделай свою компанию обучающейся организацией за счёт неустанного анализа и непрерывного совершенствования.
Особо был удивлен подходом к воспитанию лидеров и незаурядных личностей в Японском менталитете, который, мне казалось, всегда был напрвлен на скорытие индивидуальности. Поправьте меня, если я неправ.
Задаю провокативный вопрос: какие риски для компании могут нести 9 и 10 принципы?) В чем опасность лидеров и незаурядных личностей?
Если же мои мысли о принципе неравновесности не покажутся вам интересными, глубокими и, вообще, заслуживающими внимание, то буду рад, по крайней мере познакомить с определением Кайдзена и принципами менеджмента Тойота.
Заказать по теме
Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний
Практика дао Toyota. Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. Джеффри Лайкер и Дэвид Майер
Комментариев нет:
Отправить комментарий