.

Сделать репост в соц сети!

четверг, 5 ноября 2009 г.

Классики менеджмента. Адлер, Нэнси. Adler Nancy J.


Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Все классики менеджмента - по ссылке

Адлер, Нэнси (1948)

Adler Nancy J.

Краткие биографические сведения

родилась в Калифорнии в 1948 г.;

закончила Калифорнийский университет города Лос-Анджелеса со степенью доктора наук по специальности “менеджмент”;

работала в качестве стажера Белом доме в 1969-1970 гг.;

в 1980 г. получила должность профессора в Университете Макгилла, Монреаль, Канада;

получила звание “Женщины года” в 1996 г.;

лучший университетский профессор Канады 1991г.

Основные работы

International Dimensions of Organzational Behaviour (1986)

Woman in Management Worldwide (1988)

Competitive frontiers: Woman Managers in a Global Economy (1994)

Резюме

Н. Адлер проводит исследования и осуществляет консультирование по вопросам стратегического управления международными человеческими ресурсами, поведению женщин-ведущих менеджеров и женщин-мировых лидеров, ведению международных переговоров, решению проблем культурного синергизма и глобального развития организаций. Ее книги получили широкое международное признание. Например, International Dimensions of Organizational Behaviour (“Международные аспекты организационного поведения”) используется во многих странах при проведении управленческих семинаров, а также в процессе обучения студентов по программам менеджмента в условиях мультикультурной среды. [more=далее]

1. Биографические данные

Профессор Н. Адлер получила три ученые степени в Калифорнийском университете города Лос-Анджелеса: она защитила диплом по политической экономии, затем стала магистром экономики управления и, наконец, в 1980 г. получила степень доктора за свои работы по развитию человеческих систем. Среди ее многочисленных университетских наград можно назвать, в частности, звание лучшей выпускницы года университета, Summa Cum Laude и получение диплома с отличием.

Другие премии и награды, полученные Н. Адлер в период ее научной деятельности включают в себя: почетное звание “Женщина-индивидуальность (Woman of Distinction, 1996), звание лучшего университетского профессора Канады (1991), приглашение на работу в качестве стажера в Белый дом в 1969-70 гг.

В настоящее время Нэнси Адлер занимает должность профессора кафедры исследований организационного поведения и кросскультурного менеджмента в Университете Макгилла, в котором она начала работать еще в 1980 г. Кроме Н. Адлер сотрудничала с Университетом Боккони (Милан, Италия, 1989-1990); Университетом Гонконга (1988-1989); Школой менеджмента INSEAD (Фонтенбло, Франция); с научными организациями Китайской народной республики (1986); Гавайским университетом (1985-1986); Американской высшей школой международного менеджмента (1977-1978).

Профессор Н. Адлер проводит исследования и консультации по стратегическому управлению международными человеческими ресурсами, поведению женщин-ведущих менеджеров и женщин-мировых лидеров, ведению международных переговоров, решению проблем культурного синергизма и глобального развития организаций. Она написала свыше 70 научных статей и руководила созданием фильма A Portable Life. Ее книга International Dimensions of Organizational Behaviour (3-е издание, 1997) вышла в Англии, Франции, Китае и Японии общим тиражом свыше 100 тыс. экземпляров. Н. Адлер является также автором книг Women in Management Worldwide (“Женщины в мире менеджмента”, 1988) и Competitive Frontiers: Women Managers in a Global Economy (“Границы конкуренции: женщины-менеджеры в глобальной экономике”, 1994), о последней из которых Джеймс Престон, глава Avon Products сказал: “Если вы беспокоитесь об успехе своей компании в условиях глобальной конкуренции — а я не знаю руководителя, которой не был бы озабочен этой проблемой — то вам обязательно надо прочитать эту книгу”. Компания ВВС широко использовала материалы Н. Адлер при создании документального фильма, посвященного мультинациональным командам.

Н. Адлер консультировала крупные транснациональные компании и правительственных организаций по поводу проектов в странах Европы, Северной и Южной Америки, Среднего Востока и Азии. Она обучала руководителей КНР, читала курс лекций в Университете Гонконга, проводила семинары для топ-менеджеров в INSEAD (Франция) и в Университете Боккони (Италия). В 1990 г. она стала первым лауреатом премии “За выдающийся вклад в преподавание менеджмента” учрежденной Университетом Макгилла.

Н. Адлер входила в состав совета управляющих Американского общества содействия обучению и развитию (ASTD); выполняла исследования по заказу ЮНЕСКО в Канадском консультационном комитете по общественным наукам; работала в Комитете по присуждению грантов при совете по общественным наукам и гуманитарным исследованиям Канады, в исполнительных комитетах Азиатско-Тихоокеанского консорциума по проблемам международного бизнеса, образования и исследований, Ассоциации интенционального персонала и в Научном обществе международного института по изучению управления человеческими ресурсами. Кроме того она активно участвовала в деятельности Академии международного бизнеса (AIB), в Научном обществе содействия мультикультурному образованию, обучению и проведению исследований (SIETAR), а также Академии менеджмента). Н. Адлер получила учрежденную ASTD премию “Международного лидерства”, премию SIETAR за выдающийся вклад в изучение кросскультурных отношений, звание Femme de Mйrite, присвоенное ей Христианским союзом женской молодежи, премию Sage (мудрости) за научный вклад в теорию менеджмента. Она была избрана почетным членом Академии международного бизнеса, почетным членом Академии менеджмента и была удостоена звания лучшего профессора Канады.

2. Основной научный вклад

Н. Адлер внесла значительный вклад в исследование проблем кросскультурного менеджмента, стратегического управления международными человеческими ресурсами, поведения женщин, ставших мировыми лидерами.

Кросскультурный менеджмент

Книга International Dimensions of Organizational Behaviour вышла уже третьим изданием (Sought-West Publishing 1997; Kent 1991,1986). Она была переведена на китайский, японский и французский языки, а в настоящее время готовится ее выпуск в Малайзии и Корее. Одна из основных идей ее автора заключается в необходимости разрушения традиционных концептуальных, теоретических и практических границ понимания людей и управления ими в разных странах мира. В первой части книги Н. Адлер уделяет основное внимание воздействию различных типов культуры на деятельность организаций и на поведение их членов. Во второй части книги анализируются пути преодоления трудностей, связанных с культурным многообразием. Способы решения проблем, развитие организации, мультикультурные команды, вопросы лидерства, мотивации и принятия решений являются главными темами этого раздела. Наконец, в третьей части рассматриваются возможности использования интернационального подхода для ведения переговоров и осуществления менеджмента в конфликтных условиях. Этот раздел посвящен преодолению проблем, связанных со взаимодействием культур.

Н. Адлер начинает свою книгу с рассмотрения международной карьеры в условиях изменения культурно-национальной обстановки. При этом исходное поведение и повторные действия анализируются с точки зрения работника организации. Шок от встречи с неизвестной ранее культурой, проблемы взаимодействия с иностранной культурой и возврата “домой” являются основными анализируемыми темами, которые дополняются также анализом новой ситуации с точки зрения семейных отношений. В гл. 7 Н. Адлер пишет: “Имеют ли русские в начале переговоров те же ожидания, что и арабы? Нет. Ведут ли арабы переговоры в том же стиле, что и американцы? Опять нет”. Все международные переговоры являются формой кросскультурных взаимодействий. Далее автор указывает на то, что руководители могут тратить впустую до 50% общего времени переговоров. Кроме того, культурное многообразие затрудняет эффективное осуществление коммуникаций. Всегда следует помнить о том, что иностранцы могут воспринимать, интерпретировать и оценивать мир иначе, чем мы.

Большой интерес представляет также краткое описание в книге различных поведенческих приемов в ходе осуществлении вербальных переговоров. Они включают в себя применение обещаний, угроз, рекомендаций, предостережений, вознаграждения, наказания, призывов к соблюдению нормативных требований, обязательств, самостоятельного раскрытия намерений, выражения сомнения, приказания, начальных уступок. Например, бразильцы часто используют “нет” и начальные уступки, а японцы — рекомендации и обязательства. Американцы же отдают предпочтение обещаниям. Значит ли это, что каждый человек, оказавшийся в Риме, должен вести себя как все настоящие римляне? Разумеется нет. Попав в Рим, Пекин или Осаку, ведите себя как эффективно действующий иностранец, советует Н. Адлер; культура действительно оказывает влияние на организации как результат того, что люди общаются, сотрудничают и ведут переговоры с другими индивидами.

Стратегическое управление международными человеческими ресурсами

В 1983 г. Н. Адлер провела обзор публикаций на темы менеджмента в 24 ведущих научных журналах за 1970-е гг. Ее исследование позволило установить, что проблемам международного организационного поведения/управления человеческими ресурсами (ОП/УЧР) были посвящены только 4,2% из них. В 1990 г. было проведено повторное, более широкое исследование. Оказалось, что проблемы ОП/УЧР рассматривались в 25% публикаций, а международная тематика — в 33% статей. Если провести наложение этих групп, то окажется, что 2,3% из рассмотренных публикаций классифицировались как международные ОП/УЧР.

Проведенный анализ позволил Н. Адлер сделать выводы о важности кросскультурных взаимодействий, устойчивом существовании различий между культурами, необходимости интеграции теоретических и практических подходов. Первая закономерность указала на переход от исследований одной страны и сравнительных статей об ее особенностях к публикациям по кросскультурным взаимодействиям. По сравнению с исследованиями 1970-х гг. число статей, посвященных проблемам взаимодействий культур практически удвоилось. Кросскультурные взаимодействия и технологические инновации являются чрезвычайно важными в современных условиях и могут рассматриваться в качестве реакций на потребности обмена научными знаниями. При этом используются рыночные иерархии и сети. Стратегические частные и бизнес сети во многом определяют инновационные способности многих высокотехнологичных фирм. Транснациональные компании активно формируют стратегические союзы и сети. В наши дни речь идет уже не о доминировании национальной культуры в штаб-квартирах компаний или конкретной культуры на каждой отдельно взятой территории, а скорее о существовании сетей союзов равноправных культур.

Вторая выявленная Н. Адлер тенденция состоит в том, что культуры никуда не исчезают. Одна группа авторов статей утверждала, что во всем мире происходит конвергенция менеджеров, в результате которой их поведение становится более однообразным; другие ученые настаивали на существовании обратного процесса, получившего название дивергенции. Результаты исследований, выполненных Н. Адлер, подтвердили правильность второй точки зрения. Наконец, Н. Адлер установила, что при объединении научных и практических подходов возникают наиболее важные и передовые тенденции мышления. Кроме того, она выяснила, что профессиональные журналы, публикующие результаты научных исследований, обычно печатают:

• больше международных ОП/УЧР статей с точки зрения их доли в общем количестве ОП/УЧР статей, чем это делают чисто научные или чисто профессиональные журналы;

• больше международных ОП/УЧР статей с точки зрения их общей доли в сегодняшнем количестве ОП/УЧР статей по сравнению с данными, сообщавшимися в 1970-х гг.;

• больше результатов исследований по международному взаимодействию, чем только научные или только практические журналы;

• больше международных ОП/УЧР статей, посвященных проблемам культуры, чем только научные или только практические журналы;

• больше статей, признающих важность культурных факторов, чем журналы двух других типов.

Глобальная конкуренция требует, чтобы фирмы и их сотрудники постоянно взаимодействовали с выходцами из разных стран мира. Традиционное, основанное на достижениях ОП/УЧР мышление менеджеров транснациональными компаниями и исследователей транснациональных движущих сил рынка требует корректировок.
Женщины как глобальные лидеры

Изучение поведения женщин-лидеров в сфере глобального менеджмента стало предметом последних работ профессора Н. Адлер. В этом разделе мы обратимся к одной из самых последних ее статей — “Global Leadership: Women Leaders” (“Глобальное лидерство: женщины-руководители”). При поиске будущих лидеров многие из нас продолжают мужчин в качестве моделей поведения руководителей XXI в. рассматривать исторические примеры успешных действий. И лишь немногие исследователи обращаются к историческим образцам действий женщин-лидеров и их потенциальным возможностям в сфере управления.

Определение понятий глобальных лидеров и глобального лидерства требуют уточнений и Н. Адлер берется за решение данной задачи. Анализируя деятельность Аниты Роддик, основательницы успешно действующей глобальной фирмы The Body Shop, Н. Адлер показывает, что:

Лидеры мира бизнеса должны стремиться к тому, чтобы быть настоящими гражданами нашей планеты. Они несут глобальную ответственность за свои действия, которые влияют не только на состояние делового мира, но и на решение проблем бедности, национальной безопасности и защиты окружающей среды. Следует признать, что многие бизнесмены стремятся уклониться от подобной ответственности, поскольку обычно руководствуются соображениями материальной выгоды, а не морали.

Экс-президент Ирландии Мери Робинсон писала о том, что:

Женщины-лидеры нередко имеют собственный подход к роли главного “сказочника” страны: они олицетворяют собой символ нации и рассказывают согражданам такие истории, которые помогают им формировать чувство общей идентичности. Такой тип лидерства основывается на “влиянии и воодушевлении”, а не на обыкновенном командовании.

Н. Адлер указывает на то, что в 1950-х гг. в мире не был ни одной женщины, занимавшей должность президента страны или премьер-министра, в 1960-х гг. их было три, в 1970-х гг. — пять, в 1980-х гг. — восемь, а в 1990-х гг. — уже двадцать одна. Более половины всех ставших политическими лидерами государств женщин, впервые заняли свои высокие должности в течение последних семи лет. Похожая картина наблюдается и в мире бизнеса. В настоящее время женщины являются владелицами одной трети всех американских частных фирм. Н. Адлер указывает на следующие черты обобщенного процесса появления женщин-мировых лидеров:

1. Многообразие определяет модель продвижения. Основной особенностью процесса появления женщин-мировых лидеров является многообразие путей их продвижения, проявляющееся в том, что женщины все больше выдвигаются на высшие руководящие позиции во всем мире, а не только в отдельных странах, фирмах или организациях.

2. Желания людей: надежды, перемены, единство. Н. Адлер утверждает, что женщины-лидеры являются более выразительным и привлекательным символом необходимых перемен. Помимо этого они олицетворяют единство. В общем случае, во всем мире образ женщины-лидера все больше ассоциируется с необходимыми переменами, не только с надеждой на будущее единство, но и с реальными возможностями его достижения.

3. Действия определяются собственным видением проблем, а не иерархическим статусом. Н. Адлер заявляет, что большинство женщин-лидеров руководствуются своими вИдением ситуации и ощущением предназначения, а не требованиями сложившегося порядка. Власть и высокая должность являются для них не самоцелью, а лишь средством для выполнения своей миссии.

4. Источник власти: более широкая поддержка. Женщины-лидеры не полагаясь лишь на традиционные иерархические или структурные формы обеспечения своих полномочий стремятся получить более широкую общественную поддержку. Для политических лидеров такая поддержка обеспечивается непосредственно населением (Мери Робинсон, Корасон Акино и Беназир Бхутто). В бизнесе источником поддержки и власти становится прямая поддержка рынка и сложившаяся во многих современных организациях система отношений.

5. Продвижение к власти: нестандартный путь. Вместо продвижения по всем ступенькам карьерной лестницы внутри организации женщины-лидеры нередко приходят на высшие руководящие посты со стороны. Так Гру Харлем Брутланд, через шесть лет после получения степени доктора медицинских наук стала премьер-министром Норвегии.

6. Мировое лидерство: доступность глобальному обзору. Женщина, работающая в международном бизнесе, обычно становится более заметной фигурой, чем ее коллеги-мужчины. Такие “бизнес-леди”, как правило, легче устанавливают контакты с новыми клиентами, поставщиками и правительственными чиновниками, а также лучше запоминаются ими. Подобным образом и женщины, ставшие политическими лидерами, также становятся более заметными на мировой арене, чем мужчины. Например, вопрос, наиболее часто задававшийся бывшему премьер-министру Англии Маргарет Тэтчер, звучал следующим образом: “Что такое быть женщиной — премьер-министром?”.

Оценка и выводы

Н. Адлер является одним из ведущих специалистов в сфере международного менеджмента. Она не только сотрудничала с ведущими транснациональными компаниями в разработке проектов для стран Европы, Северной и Южной Америки, Среднего Востока и Азии, но и написала свыше 70 научных статей и руководила созданием фильма A Portable Life. Деятельность многих современных организаций давно вышла за национальные границы, и Н. Адлер одной из первых обратила на это внимание. До недавнего времени большинство наших представлений о менеджменте основывалось на американском опыте. Однако сегодня нам нельзя сводить все мировое разнообразие к нескольким, кажущимся достаточно простыми универсальным принципам: мы не можем позволить себе роскошь убедить себя в том, что существует единственный наилучший способ управления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий