.

Сделать репост в соц сети!

вторник, 10 ноября 2009 г.

Ландаматика Льва Ланды


Услышал вчера но новостям, что 24 % мужчин инструкции к технике не открывают, но звонят в техподдержку и говорят, что система не работает. Среди женщин таких - 12%. За себя могу сказать - да, каюсь, инструкциию не читаю. Читал закон Мерфи: если вы понажимали на кнопки, а система не работат - пора прочитать инструкцию.



И вспомнил Льва Ланда - создателя ландаматики - науки о алгоритмизации мыслительных процессов, психологическом программировании. Биографии, что я нашел в инете, касаются его педагогических заслуг, не раскрывая вклад в бизнес, а этот аспект, при все м моем уважении к образованию, говорит для меня больше.



Если коротко, то его подход заключался в следующам: он наблюдал, как успешные ученики решают задачки, составлял алгоритм решения и учил этому  алгоритму менее успешных.



В 76-м году он иммигрировал в США и первое время сидел без работы. Пока в один прекрасный для себя день не встретил хозяина магазина по продаже как-то бытовой техники. Тот пожаловался Льву, что его продавцы работают с огромным количеством техники и не успевают освоить все инструкции. Причем сами инструкции составляют пухлые талмуды. Лев предложил заплатить ему в случае, если он сделает одну из инструкций более короткой и, главное, более понятной. Хозяин согласился.

Ланда просидел ночь, сократил инструкцию вдвое и заработал свои, если не ошибаюсь 2 или 4 000 баксов. Что для тех времен было порядочной суммой. Через несколько лет его компания имела оборот в несколько миллионов долларов с отделениями в нескольких странах мира. Сам он преподавал в Нью-Йорксокм университете, создал ландаматику. Его труды использовались, опять же, не только в научных кругах, но и в бизнесе (см. например книгу Спенсеров "Компетенции at work")

Что интересно, у нас в России как не принято освещать его американский период жизни. Тем более все то, чего он добился в бизнесе. А жаль. Супер пример успешного человека. Может быть дело в его национальности?)

Биография Льва Ланды

Л.Н. Ланда родился 23 октября 1927 г. в Ростове-на-Дону. Его детство и юность прошли в Ленинграде. Там он закончил школу-десятилетку при консерватории и ЛГУ (философский факультет, психологическое отделение). Свой трудовой путь он начал в Алма-Ате старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики Казахского государственного университета.

[more=далее]

Л.Н. Ланда очень рано задумался над проблемой, которую впоследствии сформулировал в названии одной из своих книг: «Умение думать. Как ему учить?» Разработка этой проблемы стала делом всей его жизни. Первое исследование он завершил в период учебы с 1953 по 1955 г. в аспирантуре при кафедре педагогики и психологии Ярославского пединститута и успешно защитил его в качестве кандидатской диссертации на тему «К психологии формирования методов рассуждения (на материале решения геометрических задач на доказательство учащимися VII—VIII классов)» в НИИ психологии АПН РСФСР.

С 1957 г. он работал сначала младшим, затем старшим научным сотрудником сектора дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Здесь Л.Н. Ланда стал стремительно и мощно расти не только как экспериментатор, но и как теоретик психологии обучения, связав свои исследования с возникшей в то время передовой педагогической технологией — программированным обучением. По убеждению Л.Н. Ланды, именно она впервые открывает реальные возможности для индивидуализации, а говоря языком кибернетики — адаптации обучающих воздействий.

В 1962 г. Президиум АПН РСФСР, заслушав доклад Л.Н. Ланды «Научные принципы программированного обучения», принял решение создать при НИИ психологии в качестве головной лабораторию программированного обучения под руководством Л.Н. Ланды. На основе осмысления новейших достижений в разных областях науки: психологии, дидактики, кибернетики, философии, логики, семантики, медицины и др. Л.Н. Ланда создал строгую и стройную теорию адаптивного обучения, ядро которой составляют раскрытие и анализ неосознаваемых или плохо осознаваемых людьми механизмов мышления, обеспечивающих успешное решение задач, моделирование выявленных механизмов в виде предписаний алгоритмического, эвристического и смешанного типов, обучение на их основе учащихся, особенно тех, кто не в состоянии открыть для себя такого рода механизмы самостоятельно. Таким образом, предметом обучения впервые становятся непосредственно механизмы мышления. Создаются условия, при которых каждый из обучаемых может овладеть не только содержанием знаний, но и процессами успешного оперирования ими, поверить в свои возможности, приобрести уверенность в себе. Все это свидетельствует о гуманистической направленности теории Л.Н. Ланды.

Большое значение имеет введенное в психологию Л.Н. Ландой понятие алгоритма умственных действий. Взятое из математики, оно позволило придать описанию психических процессов ту строгость и определенность, которая обеспечивает эффективное управление учением и создает предпосылки для рационального построения как структуры учебных предметов, так и учебного процесса. Идея реализации алгоритмического подхода в обучении стала центральной в докторской диссертации Л.Н. Ланды, защищенной в ЛГУ в 1967 г. на основе своей книги «Алгоритмизация в обучении». Управление не только внешними, но и внутренними (умственными) процессами позволило создать новый, антибихевиористский вариант программированного обучения, существенно отличающийся от западного образца. Это дало повод зарубежным ученым говорить, что, придя в СССР из США, программированное обучение вернулось назад в неожиданном, неузнаваемом виде.

Каковы же кратко исходные позиции Л.Н. Ланда?

1.Надо учить думанию (школы с этой задачей пока справляются плохо). Думание - это не знание (лучше бы сказать не только знание). Думание - это то, что вы делаете с, и, над знаниями. Трансформации и операции над знаниями выполняются с помощью специфических умственных операций.

2.Из умственных операций (действий) формируется системы, организованные в интеллектуальные структуры. К таким структурам относятся: алгоритмические, полуалгоритмические (я их называю квазиалгоритмическими), полуэвристические и эвристические. Ланда считает, что обучение готовым алгоритмам - бедное обучение, надо учить обучаемых самостоятельно открывать алгоритмы.

Эвристические и алгоритмические процессы тесно взаимодействуют и созданная алгоэвристическая теория охватывает как алгоритмические, так и неалгоритмические процессы и обеспечивает формирование как тех, так и других .

3.Как следует относиться к проблемам компьютерного обучения? По мнению Л.Ланды, если методология (методика) обучения и содержания - не эффективна, то никакие усложненные технические средства сами по себе не будут производить желаемых и потенциально достижимых результатов.

Ланда утверждает, что большие потенциальные возможности содержатся в использовании персональных компьютеров и мультимедиа, только при условии, что оно основано на методологии алгоэвристического подхода.

4.Для того чтобы эффективно творить (развивать, управлять любыми процессами), мы должны раскрыть и знать их составляющие, композицию и структуру.

Составная часть теории адаптивного обучения — формирование мыслительных процессов с заданными свойствами. Оно предполагает выявление системы параметров для осуществления слежения за становлением этих процессов у каждого учащегося и выбор обучающих воздействий в соответствии с полученными результатами. Еще одним важным разделом теории является диагностика формируемых у учащихся умственных процессов. Л.Н. Ланда ввел понятие диагностики механизмов (структуры) психических процессов в отличие от диагностики их уровней, которая составляет предмет классической тестологии. Направленная на обнаружение нерациональных или дефектных по своей структуре процессов, диагностика механизмов служит основой для динамической адаптации стратегии обучения конкретного учащегося, что позволяет своевременно устранять психологические причины неэффективности или ошибочности его умственных действий.

Эти и другие идеи психологически эффективного адаптивного обучения легли в основу разработки принципиально новых, ранее не известных в практике конкретных обучающих программ и программированных материалов по самым разным предметам в школе и вузе. Тем самым был заложен фундамент для перехода на технически более высокий уровень в реализации программированного обучения — уровень его компьютеризации.

Наряду с научно-практической Л.Н. Ланда вел и большую общественно-научную работу. Он возглавлял комиссию по программированному обучению при Совете по кибернетике АН СССР, руководил секцией программированного обучения в Педагогическом обществе РСФСР, выезжал для чтения лекций в психологические центры СССР и за рубеж. Профессор Л.Н. Ланда выступал с докладами на международных конгрессах, научно-практических конференциях и педагогических чтениях, работал с аспирантами, соискателями и учителями, со стажерами из зарубежья. Его идеи нашли широкое распространение во всем мире.

В 1975 г. его сын женился на американке, и в том же году Л.Н. Ланда на очередных выборах на должность в институте был утвержден лишь старшим научным сотрудником. В 1976 г. он принял трудное для себя, но вынужденное решение уехать из страны.

За рубежом Л.Н. Ланда продолжал развивать основное направление своей научной деятельности: выявлял механизмы мышления профессионалов, представлял механизмы в виде легко воспринимаемых моделей алгоритмического или эвристического типа и строил обучение на их основе. Постепенно была создана новая научно-практическая область — ландаматика. Один за другим в США и других странах стали открываться центры по обучению рациональной умственной деятельности в самых разных сферах человеческой практики. Ландаматика применяется для подготовки операторов ядерных установок, банковских служащих, менеджеров, страховых агентов, работников налоговых служб, специалистов по написанию различного рода инструкций и документов, аналитиков в области рекламы и многих других. Внедрение ландаматики — этого, по мнению экспертов, «работающего чуда Льва Ланды» — приносит потрясающие результаты, экономя колоссальные средства, ранее тратившиеся фирмами и корпорациями на подготовку и доучивание своих работников, а также на устранение последствий их ошибочной деятельности, которой не удавалось избежать при традиционном обучении.

Научное наследие Л.Н. Ланды составляют многочисленные труды, среди которых наиболее известны монографии «Алгоритмизация в обучении» (М., 1966) и «Instructional regulation and control (cybernetics, algorithmizadon and heuristics in education» (New Jersey, 1976). Они изданы тысячными тиражами на русском, английском, немецком, французском, испанском, польском, чешском, венгерском, болгарском, румынском, японском и других языках.

2 комментария: