.

Сделать репост в соц сети!

суббота, 14 ноября 2009 г.

Планирование в менеджменте. В оппозицию Льву Толстому

Планирование в менеджменте. В оппозицию Льву Толстому. Помните ли Вы рассуждения Льва Толстого в "Войне и Мире" о таланте полководца, о роли личности (я бы без пафоса сказал проще - роли Менеджера в Истории), о роли планирования и штабах? Помните, как Толстой ругал немцев за их планы при Аустерлице? Вспоминал насморк Наполеона утром бородинской битвы?


По Толстому (если конечно мне моя собственная память не изменяет) исход события решает воля солдат на поле боя. Военачальник далеко и уже не влияет на своих солдат. И важно лишь то, как они поведут себя под огнем. И выразил этим самым наш, российский, подход к ведению войны: "Врагу ни пяди, ни шагу назад". И роль штабов сводилась после такого подхода к обеспечению войск вооружениями и доведением приказов до соединений. И напрочь в наших штабах отсутствовала такая функция, как планирование.


В качестве возражений достаточно было бы привести пример Хиддинка, но по этому поводу можно спорить бесконечно.


Давайте возьмем 41-й год. И не говорите, что мы планировали воевать на чужой территории - ибо и таких планов у нас не было. На основании чего я сужу? На основании боевых действий конца 41-го, начала 42-го года. Характер боевых операций говорил о мышлении наших военачальников на уровне максимум начальника дивизии. "Прославленный" Жуков остался на уровне Халкин-гола.


Какие еще доказательства нужны? Все операции конца 41-го года, начала 42-го годов носили тактический, ограниченный характер. Итог этих операций (Харьков, Крым, Ржев, Мясной бор 2-й ударной армии Власова) нам известен. И неправда, что мы не могли тогда планировать больших операций из-за отсутствия танков: почитайте, сколько танков немцам целехенькими достались под Харьковым.


И это те же командиры, что были в 41-м. Так с чего бы они в 41-м воевали бы умнее, чем в 42-м? Скопление войск на Белостокском выступе еще не говорит о гениальных планах окружения войск противника.


Стоимость штабного решения предлагаю рассмотреть на примере контрнаступления по Сталинградом. Прошу прошения за качество изображения.


Ход событий был таким: окружение армии Паулюса, отражение наступления Манштейна на помощь окруженным - синяя стрелочка в направлении Сталинграда (помните Горячий снег?), далее - выдавливание противника с Северного Кавказа.



Другого решения не видите? Я в общем тоже, пока Манштейна не прочитал. Видите Ростов-на-Дону? Ага, вот туда и надо было бить. Сил не хватало? Ничего подобного. Можно было южную группировку (те, что колечко с юга замыкали) бросить в прорыв.



Более того. И не надо было 57 Армию под Манштейна класть. Наоборот! Пропустить его в Сталинград! Манштейн думаете чего больше всего боялся? Вот именно! Того, чтобы русские его к Паулюсу пропустили.  А мы еще ему помогли: бросили 2-ю гвардейскую Малиновского на выручку 57-й! Ибо войти то Манштейн бы вошел в Сталинград, но не вышел.


И ВСЕ! Война закончена! Это цена штабного решения! Наши войска держат треугольник с вершиной в Ростове, а по Донцу и Дону держат оборону фронтом на восток и на запад. И больше ничего не надо делать: немецкие войска НЕМИНУЕМО сдались бы. Без снабжения, в условиях русской зимы. Это не 90 000 пленных Паулюса, а в 10 раз больше - эта самая мобильная часть войск Гитлера. Это те, кто рвались к кавказкой нефти.

И никакое снабжение не помогло бы: Геринг Паулюса снабжал меньше, чем в половину потребностей. Морем через Керченский пролив? Ага, только вспомните, что у немцев не было своего флота в Черном море. Турки не пропускали немецкие и итальянские суда через Босфор.


Контрудар на разрыв с Запада?  Маловероятно, потому что в Северной Африке Роммель терпел поражение, А Модель успешно отражал атаки Жукова на Ржевский выступ, но в том и дло, что только отражал: войск для наступления (танков и самолетов) у Моделя почти не было.


* Вот такой расчет. И главное, Сталин знал про этот вариант. На одной из пьянок в 45-м он спросил Чуйкова, были ли мы готовы к такому наступлению. Нашел у кого спрашивать! Чуйков в лучших толстовских традициях хорошо себя чувствовал на поле боя, под огнем. Да еще своих подчиненных палкой бить. Чуйков и ответил, что не были готовы. Что тут Сталину сказать? "Других писателей у меня нет" И мозгов тоже.


** больная для меня тема планирования в менеджменте, и вообще, мозгов в менеджменте. уж извините, буду вас мучать своей писаниной на эту тему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий