В рамках подготовки к семинару BigData для HR-директоров попросил у одного из участника семинара - HRов компании Мостра-групп (Беларусь) данные для показа участникам семинара кейса "он-лайн" - прям на данных участника семинара, чтобы участники видели: кейсы не из учебника. И в данном посте название компании пишу с любезного согласия компании.
Итак, задача проста: посмотреть как наличие / отсутствие наставника влияет на удержание / текучесть персонала.
В компании назначение / не назначение наставника отдано на откуп непосредственного руководителя - последний сам решает, нужен ли сотруднику наставник, и кто будет этим наставником.
Всего у нес есть данные по 427 сотрудникам: у 210 работников был (есть) наставник, у 217 наставника не было (нет). Пишу в прошлом и в скобках в настоящем времени, поскольку анализировал не только уволенных, но и ныне работающих работников.
Картина получилась такая:
Как читать такой тип диаграммы - Анализ и визуализация дожития: чем HR похож на медиков.
Грубо говоря, у нас в первый год "отваливается" из компании не более 10 % тех, у кого был (есть) наставник и боле 20 % тех, у кого наставника не было (нет).
Если говорить на более формальном - математическом - языке, то риски ухода из компании при отсутствии наставника возрастают в 4 (!) раза. Статистическая значимость различий p-value - 1.67e-11.
Я специально проверил версию, что такое распределение связано с новизной института наставничества (по русски: институт наставничества могли ввести недавно, поэтому те, у кого был (есть) наставник, могли просто не наработать на стаж в компании). Ниже таблица соотношения наличия / отсутствия наставника у работника по годам. (0 - нет наставника, 1 - есть наставник)
2000 2001 2002 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
0 0 1 0 2 1 0 2 7 7 9 28 24 87 49
1 1 0 3 2 3 4 1 9 5 11 27 42 58 44
Не буду переводить в %, очевидно, что наставничество возникло не в последние годы, и % сотрудников, имеющих наставника, не возрастает
тогда результаты могут объясняться тем, что подчиненный выбирается по принципу личной симпатии (например, берется уже знакомый или симпатия возникает во время отбора в компанию). Чтобы копнуть в этом месте, показываю статистику
Я показываю картинку не с делением на был наствник / не было наставника, а а) наставником был сам непосредственный руководитель, б) другой специалист компании и в) не было наставника
не было наставника был
ж.ж 51 89
м.ж 84 48
ж.м 23 17
м.м 59 56
В этой таблице первая буква обозначает пол руководителя, вторая - под подчиненного, т.е. м.ж обозначает мужчину руководителя и женщину подчиненного.
Таже таблица, но в %
не было наставника был
ж.ж 0.36 0.64
м.ж 0.64 0.36
ж.м 0.58 0.43
м.м 0.51 0.49
Заметно, что женщины женщинам назначают наставников чаще, чем мучжины женщинам, причем 4 раза). Разницы по стажу особых нет, чуть меньше работают М под Ж, чем Ж с Ж, но там значимость 0, 03 - будем считать, что это мелочи жизни.
Итого Заказчику ушел вопрос посмотреть различия по направлениям - а гендерные соотношения чаще всего определяются направлениями работы, и тот факт, что сами по себе гендерные соотношения руководитель / подчиненный не показали значимости различий может говорить, что в каждом направлении своя специфика назначения наставника.
И еще интересный факт: у мужчин подчиненных чаще наставник - непосредственный руководитель (в данном случае не важен пол руководителя, ж и м в равной степени становятся наставниками), но значимость Хи квадрат 0, 04, поэтому тоже слабая зацепка. Итого, все, что есть. Жду ваши предложения
И еще: красивый кейс для семинара?)
И еще не забывайте, что нельзя вот так данные принимать - ну включите голову немного. И сравните эти результаты и результаты нашего исследования факторов текучести персонала Роль наставничества в текучести и удержании персонала
И подумайте, почему результаты разные
Итак, задача проста: посмотреть как наличие / отсутствие наставника влияет на удержание / текучесть персонала.
В компании назначение / не назначение наставника отдано на откуп непосредственного руководителя - последний сам решает, нужен ли сотруднику наставник, и кто будет этим наставником.
Всего у нес есть данные по 427 сотрудникам: у 210 работников был (есть) наставник, у 217 наставника не было (нет). Пишу в прошлом и в скобках в настоящем времени, поскольку анализировал не только уволенных, но и ныне работающих работников.
Картина получилась такая:
Как читать такой тип диаграммы - Анализ и визуализация дожития: чем HR похож на медиков.
- По оси X - число месяцев стажа
- По оси Y - вероятность, что работник доработает до этого момента стажа в компании.
Грубо говоря, у нас в первый год "отваливается" из компании не более 10 % тех, у кого был (есть) наставник и боле 20 % тех, у кого наставника не было (нет).
Если говорить на более формальном - математическом - языке, то риски ухода из компании при отсутствии наставника возрастают в 4 (!) раза. Статистическая значимость различий p-value - 1.67e-11.
Я специально проверил версию, что такое распределение связано с новизной института наставничества (по русски: институт наставничества могли ввести недавно, поэтому те, у кого был (есть) наставник, могли просто не наработать на стаж в компании). Ниже таблица соотношения наличия / отсутствия наставника у работника по годам. (0 - нет наставника, 1 - есть наставник)
2000 2001 2002 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
0 0 1 0 2 1 0 2 7 7 9 28 24 87 49
1 1 0 3 2 3 4 1 9 5 11 27 42 58 44
Не буду переводить в %, очевидно, что наставничество возникло не в последние годы, и % сотрудников, имеющих наставника, не возрастает
Версия об отношениях с руководителем
Еще одна гипотеза заключается в том, что в случае если наставник - непосредственный руководитель,тогда результаты могут объясняться тем, что подчиненный выбирается по принципу личной симпатии (например, берется уже знакомый или симпатия возникает во время отбора в компанию). Чтобы копнуть в этом месте, показываю статистику
- у нас 217 спецов без наставника
- 150 - наставник сам руководитель;
- 60 - другой специалист компании назначался
Я показываю картинку не с делением на был наствник / не было наставника, а а) наставником был сам непосредственный руководитель, б) другой специалист компании и в) не было наставника
Достаточно очевидно: различий в стаже в случае если наставником был руководитель или другой специалист компании - нет. Эти варианты практически идентичны с т.з. продолжительности работы.
Где копать
Ну понятно, что собака порыта где-то в процессе подбора и назначения наставника. Вопрос в том, чтобы понять это на уровне данных и понять, какие данные копать, У меня еще были данные из этой компании про пол руководителя и подчиненного. Я составил две такие таблицы
ж.ж 51 89
м.ж 84 48
ж.м 23 17
м.м 59 56
В этой таблице первая буква обозначает пол руководителя, вторая - под подчиненного, т.е. м.ж обозначает мужчину руководителя и женщину подчиненного.
Таже таблица, но в %
не было наставника был
ж.ж 0.36 0.64
м.ж 0.64 0.36
ж.м 0.58 0.43
м.м 0.51 0.49
Заметно, что женщины женщинам назначают наставников чаще, чем мучжины женщинам, причем 4 раза). Разницы по стажу особых нет, чуть меньше работают М под Ж, чем Ж с Ж, но там значимость 0, 03 - будем считать, что это мелочи жизни.
Итого Заказчику ушел вопрос посмотреть различия по направлениям - а гендерные соотношения чаще всего определяются направлениями работы, и тот факт, что сами по себе гендерные соотношения руководитель / подчиненный не показали значимости различий может говорить, что в каждом направлении своя специфика назначения наставника.
И еще интересный факт: у мужчин подчиненных чаще наставник - непосредственный руководитель (в данном случае не важен пол руководителя, ж и м в равной степени становятся наставниками), но значимость Хи квадрат 0, 04, поэтому тоже слабая зацепка. Итого, все, что есть. Жду ваши предложения
ПыСы.
Чтобы вы порекомендовали компании делать в такой ситуации?И еще: красивый кейс для семинара?)
И еще не забывайте, что нельзя вот так данные принимать - ну включите голову немного. И сравните эти результаты и результаты нашего исследования факторов текучести персонала Роль наставничества в текучести и удержании персонала
И подумайте, почему результаты разные
Хорошо показано, то о чем многие догадываются. Надо не "бороться" с текучкой, а создавать условия при которой она сама отпадет и наставничество один из таких инструментов.
ОтветитьУдалитьЭдуард, спасибо за кейс. Для тренинга по наставничеству очень хороший материал.
ОтветитьУдалитьМеня удивило отсутствие различий в случае "наставник=руководитель". Опыт показывает, что редкий руководитель может удерживаться в роли наставника по ходу встречи с наставляемым.
Подумаю над этим замером. Возможно, что для сравнения нужно взять другие факторы нежели текучка.
Максим, там возьмите и сделайте анализ)
УдалитьЯ вас даже в авторы блога добавлю, и вы сможете показать как другие факторы в разных сочетаниях показывают результаты