.

Сделать репост в соц сети!

четверг, 17 декабря 2020 г.

Друкер Питер, Peter Ferdinand Drucker. Классики менеджмента

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер 

Все классики менеджмента - по ссылке



Друкер, Питер (1909 - 2005), Peter Ferdinand Drucker. 

Питер Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления.

  1. Введение
  2. Биографические данные
  3. Основной вклад
  4. Оценка
  5. Выводы


Краткие биографические сведения


  • родился в Вене 13 мая 1909 г.;
  • с 1937 г. постоянно проживает в США, где работает в качестве ученого-экономиста и консультанта;
  • в 1942 г. избран профессором кафедры философии и политологии в Беннингтонском колледже, штат Вермонт;
  • в 1952 г. профессор кафедры менеджмента в Нью-Йоркском университете;
  • в 1974 г. опубликовал работу Management: Tasks, Responsbilities, Practicies;
  • в 1982 г. напечатал свой первый роман The Last of All Possible Worlds.

Основные работы


  1. The End of Economic Man (1936)
  2. The Future of Industrial Man (1942)
  3. The Concept of the Corporation (1946)
  4. The Practice of Management (1954)
  5. Managing for Results (1964)
  6. The Effective Executive (1967)
  7. People and Performance (1973)
  8. Management: Tasks, Responsbilities, Practicies (1974)
  9. The Unseen Revolution (1976)
  10. Adventures of a Bystander (1979)
  11. Towards the Next Economics (1981)
  12. Innovation and Entrepreneurship (1985)
  13. The Frontiers of Management (1987)

Резюме


Питер Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. В его научных трудах затрагивается широкий круг экономических и политических проблем, но знаменитым он стал благодаря работам по вопросам управления. П. Друкер ввел в обращение выражение “управление по целям” (УПЦ) и неудивительно, что его обычно рассматривают в качестве ученого, оказавшего влияние на перемещение фокуса внимания с научного менеджмента в сторону более философского подхода, в котором проблема управления сводится к последовательности решения общих задач и в котором цели имеют более важное значение, чем функции.  

1. Введение


Вероятно, П. Друкера лучше всего можно представить как ученого, всячески подчеркивающего важность гуманистического подхода к проблеме менеджмента. Он считает, что в современном обществе бизнес-предприятиям принадлежит решающая роль и отводит центральную роль в обеспечении динамики развития и выполнении функций управления менеджерам компаний. Руководитель управляет организацией для того, чтобы добиться экономической эффективности и, следовательно, стремится к увеличению общественных благ. Дальновидный мыслитель, П. Друкер является также превосходным писателем и оратором, во многом обязанным своему успеху у публики отличному литературному стилю своих сочинений и способности воздействовать на воображение аудитории. Его нередко критиковали за распространение чересчур обобщенного взгляда на проблемы управления и, в особенности, концепции “способного к перемещениям менеджера”, но его общий подход к проблеме менеджмента завоевал всеобщее признание.

2. Биографические данные


Питер Фердинанд Друкер родился в 1909 г. в Вене. Его отец, Адольф Друкер, был ведущим венским адвокатом и известным австрийским либералом, одним из учредителей Зальцбургского музыкального фестиваля. Семья Друкеров эмигрировала в США в 1938 г. после насильственного присоединения Австрии к нацистской Германии (так называемого аншлюса). В своей автобиографии, выпущенной в 1979 г. под названием Adventures of Bystander (“Приключения очевидца”) П. Друкер живо рассказывает о своем венском детстве, пришедшемся на годы Первой мировой войны, а также о семейных и культурных традициях, оказавших влияние на формирование его мышления. В 1930-х гг. П. Друкер работал в Европе журналистом и специалистом по экономике прежде чем в 1937 г. окончательно обосновался в США. В 1942 г. он поступил на работу в Беннингтонский колледж в штате Вермонт, откуда десять лет спустя перебрался в Нью-Йоркский университет, где получил место профессора кафедры менеджмента. С тех пор основными его занятиями стали преподавание, написание книг и консультирование некоторых ведущих американских компаний.

П. Друкер является весьма плодовитым автором, и именно благодаря его сочинениям можно проследить, как развивались и изменялись его представления с течением времени. В 1936 г, когда ему еще не было 30 лет, П. Друкер опубликовал свою первую книгу The End of Economic Man (“Конец экономического человека”), посвященную изучению экономических истоков фашизма. Написанная ясным и легким языком, она остается примером одной из самой удачных попыток объяснения успеха фашизма и причин его распространения в Европе. Во второй его книге, The Future of Industrial Man (“Будущее индустриального человека”) (1942), вышедшей в свет в разгар Второй мировой войны, делалась попытка заглянуть в послевоенное будущее и дать описание природы нового мира. Следует отметить, что к тому времени П. Друкер уже отошел от изучения политики и общества и приступил к более конкретным исследованиям организаций. В своей третьей книге The Concept of Corporation (“Концепция корпорации”) (1946) он идентифицирует типы организаций, которые, по его мнению, будут преобладать в обществе, политике и экономике будущего.

В связи с этим у ученого появилась необходимость понять, как действуют корпорации и что определяет успех или фиаско их деятельности. По убеждению П. Друкера главной движущей силой корпорации является ее руководитель, поэтому он уделяет основное внимание изучению природы управленческой деятельности. В течение последующих двадцати лет он написал пять книг — начиная с The Practice of Management (“Практика менеджмента”) (1954) и заканчивая Management: Tasks, Responsabilities, Practices (“Менеджмент: задачи, обязанности, методы осуществления”) (1974), каждая из которых и по сей день относится к числу самых значительных работ по данной теме. Именно в последней из этих пяти книг в наиболее полной мере обобщается философский взгляд П. Друкера на корпорацию и ее руководителя, определяются особенности управленческой работы и ее цели, а также рассматриваются вопросы влияния корпорации на общество.

Однако в этот период вновь наметилось расширение научных интересов П. Друкера. В трех самых важных его работах из числа написанных в 1980-е гг. — Towards the Next Economics (“На пути к будущей экономике”) (1981), Innovation and Entrepreneurship (“Инновации и предпринимательство”) (1985) The Frontiers of Management (“Границы менеджмента”) (1987) — продолжается рассмотрение проблемы определения цели и роли руководителя, но теперь это делается с более широких позиций, с учетом социальных, политических, макроэкономических и в особенности технологических изменений. В своих самых последних книгах П. Друкер утверждает, что руководители должны учиться понимать не только свою собственную роль, но и то, как следует видоизменять ее для повышения эффективности управленческой деятельности.

3. Основной вклад


До Второй мировой войны в американской теории менеджмента доминировали воззрения Ф. Тейлора и Г. Форда, рассматривавших управление как точную науку. П. Друкер же, воспитанный на традициях либерального гуманизма, рассматривал менеджмент как своего рода новую философию. Вместо того, чтобы подробно анализировать каждую возникающую задачу, он исследовал лежащие в их основе общие принципы управления. Смещение акцента с производительности на конечный результат позволило П. Друкеру разработать концепцию “управления по целям”, в соответствии с которой задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий направленных на их осуществление.

Задачи


Ключевой фигурой коммерческого предприятия является его руководитель, играющий основную роль в объединении различных ресурсов и создании товара. Хотя сам П. Друкер иногда рассматривает руководителя в качестве “основного человеческого ресурса предприятия” (Drucker, 1973: 3), по его мнению, менеджмент является не столько ресурсом, сколько катализатором: “Руководитель является динамическим, животворным элементом бизнеса. Без его лидерства “ресурсы производства” останутся ресурсами и никогда не станут товаром” (Drucker, 1954: 3). П. Друкер даже предвидит время, когда рабочие станут ненужными и будут заменены автоматами. Однако и в этом случае руководители все равно останутся, в результате чего весь штат сотрудников будет состоять из управленцев; таким образом в процессе своего развития человечество будет превращаться из общества труда в общество управления (Drucker, 1973).

Помимо решения задач совместного использования ресурсов и выпуска продукции менеджер должен выполнять функции общего руководства и контроля. С точки зрения П. Друкера эти функции являются почти полностью проактивными: “Экономические силы устанавливают пределы того, что может сделать менеджер. Они создают благоприятные возможности для его действий. Но сами по себе они не определяют, что из себя представляет бизнес-предприятие или чем оно занимается” (Drucker, 1973: 88). Затем П. Друкер идет дальше, приписывая менеджерам ведущую роль не только в управлении предприятием, но и в создании рынков:

Существует только одно истинное определение цели бизнеса: создание потребителя. Рынки создаются не Богом, природой или экономическими силами, а управляющими предприятиями людьми. Потенциальные потребители могут желать, чтобы бизнес удовлетворял их запросы, ... но это желание так и останется нереализованным до тех пор, пока деловые люди не преобразуют его в эффективные действия. Только тогда возникают потребители и рынок (Drucker, 1973: 89).

Следовательно, на менеджеров возлагается решение задач объединения трудовых и материальных ресурсов с целью производства товаров и создания рынка для их реализации. К сфере управления относится все, что способствует укреплению предприятия; менеджеры должны создавать добавленную стоимость, стремясь к тому, чтобы стоимость товара была выше стоимости использованных для его производства ресурсов. Здесь П. Друкер отступает от традиционных методов научного управления, которые подчеркивают необходимость использования ресурсов наиболее целесообразным образом. На первом месте для него творческий способ, посредством которого менеджеры используют ресурсы наиболее эффективным образом для того, чтобы достичь стоящих перед предприятием целей.

Это сочетание катализа и проактивного управления подводит П. Друкера к идее отождествления предприятия с его менеджерами. Он не заходит настолько далеко, чтобы открыто заявить об этом, но настойчиво повторяет мысль о первостепенной роли руководителей: “Предприятие может что-то решать и что-то производить лишь в той мере, в какой в этих процессах будут участвовать его менеджеры — само по себе предприятие не может работать эффективно” (Drucker, 1954: 7).  

 

Ответственность


С точки зрения П. Друкера все институты существуют для достижения определенных целей; для бизнес-предприятий такой целью является экономическая эффективность (Drucker, 1974). Руководитель предприятия несет ответственность за: (1) обеспечение экономической эффективности; (2) продуктивность деятельности, так чтобы эффективности достигалась наиболее простым способом; (3) управление социальными воздействиями, которые предприятие в качестве организации оказывает на внешнюю среду.

Хотя здесь и содержится указание на значение роли лидера, П. Друкер лишь кратко останавливается на задаче менеджмента в осуществлении руководства. Вместо этого он предпочитает использовать понятие “ответственности”; менеджеры “ответственны” за тот вклад, который вносят в работу предприятия они сами и подчиненные им работники. По сути менеджмент подразумевает функцию, а не власть, и П. Друкер убеждает руководителей отказаться от представления о том, что они находятся наверху, а рабочие — под ними. Скорее он рассматривает менеджеров как стержень организации, вокруг которого вращаются все прочие элементы — труд, ресурсы, рынки, внешняя среда.

Важным фактором во всех работах П. Друкера является необходимость для менеджеров рассматривать социальные воздействия, которые они и их организации оказывают на внешнюю среду. Менеджеры не должны быть только лишь технократами; они обязаны понимать социальное значение своей деятельности (Drucker, 1974). Чем более крупным и могущественным становится предприятие, тем сильнее будет оказываемое им социальное влияние и тем выше будет необходимость в учете социального фактора: “Требование социальной ответственности является, в значительной мере, платой за успех” (Drucker, 1973: 289). Как отмечал Дж. Таррант:

П. Друкер никогда не теряет из виду общественное благо, которое находится внутри организации в общем случае и внутри корпорации в частном. Корпорации должны управляться не только в соответствие с набором прагматических правил, но и в рамках философских понятий, определяющих роль организации в индустриальном обществе (Tarrant, 1976: 84).


Согласно философии П. Друкера конечной целью предприятия является создание общественных благ. Организация служит для преобразования человеческих усилий в конкретную продукцию и “личные усилия создают общественные выгоды” (Drucker, 1974: 810). Это убеждение составляет суть его философии менеджмента.  

 

Практические действия


Основываясь на своей философии менеджмента П. Друкер (1973) определяет, с помощью каких практических действий руководители могут сделать свою работу более эффективной. Он перечисляет следующие основные характеристики менеджмента:

· как инструмента достижения цели;

· как самостоятельной научной дисциплины;

· как совокупности работающих индивидуально и совместно людей;

· как общественного органа для решения жизненно важных задач;

· как целостной, синтезированной функции в сложном и изменяющемся мире.

П. Друкер настаивает на том, что руководители д·лжны быть полностью вовлечены в свою работу и часто говорит о “душевном волнении”, которое обязательно должно сопровождать процесс управления. Однако сама по себе вовлеченность вовсе не подразумевает отсутствие дисциплины и строгости. В книге The Effective Executive (“Эффективный руководитель”) (1967) П. Друкер утверждает, что эффективность определяется набором практических действий, которым можно научиться. Его определение эффективности базируется на пяти основных принципах:

1. эффективные руководители знают, на что расходуется их рабочее время;

2. они ориентированы не на процесс труда, а на его результаты;

3. они строят свою работу, опираясь на сильные, а не на слабые стороны;

4. они направляют усилия на те области, где отличная работы обеспечит получение выдающихся результатов;

5. они принимают действенные решения, делая верные шаги в правильной последовательности.

Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджмента являются внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что “инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи” (Drucker, 1985 ix) и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений — “компьютер это идиот” — подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены.  

 

4. Оценка


У П. Друкера нет недостатка в критиках, а созданная им парадигма не раз становилась мишенью для их стрел. Например, Дж. Таррант отмечает чрезмерное подчеркивание важности экономической эффективности и соответствия “итоговой линии”, что можно считать несправедливым с учетом постоянных призывов П. Друкера к проявлению социальной ответственности (Tarrant, 1976). В тоже самое время его последняя идея, по-видимому, никогда объединялась с остальными темами работ ученого. Главы о необходимости социальной ответственности нередко оказываются малопонятными, не говоря уже об остальном тексте книг, в которых они появляются. Для читателей, выросших на тех же идеях, что и П. Друкер мысль о необходимости социальной ответственности кажется вполне понятной; в то же время послевоенному поколению менеджеров США она представляется далеко не столь очевидной.

Одним из побочных результатов теории П. Друкера стало создание концепции “способного к перемещениям менеджера”. Определяя менеджмент как набор основных функций, он возможно невольно содействовал укреплению убеждения в том, что любой подготовленный руководитель может управлять любым предприятием, независимо от его природы и назначения. Сам П. Друкер никогда так не считал и напротив утверждал, что менеджер всегда должен досконально знать дело, которым он занимается (Tarrant, 1976), но представление о том, что управленческие навыки носят универсальный характер и с равным успехом могут применяться в разных областях, пустило прочные корни.

Однако, наряду с этими возражениями бесспорным остается тот факт, что в послевоенный период П. Друкер, возможно внес наибольший вклад в определение природы менеджмента. Обычно считается, что до Второй мировой войны менеджеры просто не знали, что они являются управленцами; П. Друкер же показал им, кто они есть на самом деле. Его философия менеджмента проникла на все уровни управленческого мышления — от высших научных кругов академий бизнеса до руководителей малых компаний. Концепция управления по целям по-прежнему имеет широкое распространение, даже несмотря на то, что иногда она используется под другими названиями.


5. Выводы


В концентрированном виде основные идеи П. Друкера представлены в приложении к книге Дж. Тарранта:

Основная часть процесса подготовки торгового персонала абсолютно бесполезна. В лучшем случае она поможет вывести некомпетентного продавца из состояния полного идиотизма.

Если у вас слишком много проблем, возможно вам следует уйти из бизнеса. Не существует закона, гласящего, что компания должна существовать вечно.

Концепция управления в соответствие с целями будет работать в том случае, если вы знаете цели. Однако в течение 90% всего времени эти цели вам неизвестны.

Мы подчиняем экономику политике; но мы анализируем моральные и политические вопросы в экономических терминах

Мы должны прекратить говорить о прибыли как о вознаграждении. Она является лишь разновидностью издержек. На самом деле не существует вознаграждений; есть вчерашние и завтрашние расходы (Tarrant, 1976: 255-60)

Комментариев нет:

Отправить комментарий