.

Сделать репост в соц сети!

суббота, 5 декабря 2020 г.

Берталанфи Людвиг фон, Von Bertalanffy Ludwig. Классики менеджмента

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Все классики менеджмента - по ссылке



Берталанфи Людвиг фон (1901-1972), Von Bertalanffy, Ludwig

  1. Биографические данные
  2. Теория открытых систем
  3. Общая теория систем
  4. Системный взгляд на людей
  5. Заключение

Краткие биографические сведения

  • родился в 1901 г. в Вене;
  • в 1926 г. получил степень доктора философии в Венском университете;
  • в 1934-1948 гг. занимал должности доцента и профессора Венского университета;
  • в 1948-1969 гг. был профессором в Университете Оттавы (Канада), Университете Южной Калифорнии (США), Университете Альберты (Эдмонтон, Канада);
  • в 1969-1972 г. работал профессором в Университете штата Нью-Йорк (Буффало, США)

первым на европейском континенте разработал теорию открытых системы в биологии в качестве рабочей гипотезы для проведения исследований и первым приступил к созданию общей теории систем; оба этих достижения оказали значительное влияние на теорию и практику бизнеса и менеджмента.

Основные работы на английском языке

Modern Theories of Development (1933)

Problems of Life (1952)

General Systems (1956-1972)

Robots, Men and Minds (1967)

Organismic Psychology and Systems Theory (1968)

General System Theory (1968)

Резюме


Людвиг фон Берталанфи был биологом; его известная под названием теории открытых систем организмическая концепция нашла применение во многих сферах, включая бизнес и менеджмент, оказав на них общее влияние, которое “было намного больше суммы отдельных его составляющих”. Он был первым представителем европейского континента, разработавшим теорию биологических открытых систем, которая являлась центральной темой его публикаций, начиная с середины 1920-х гг. Теория открытых систем оказала глубокое влияние на восприятие, а следовательно и управление различными организациями. Она помогла созданию в 1950-1960-х гг. теории организации и управления и сохраняет актуальность для практики менеджмента в 1990-х гг. Л. Берталанфи является создателем представления об общей теории систем, контуры которой были намечены в его работах в конце 1930-х гг. В частности, его имеющая непосредственное отношение к этой теории идея о единстве науки по-прежнему широко обсуждается и в 1990-х гг. С 1950-х гг. и вплоть до своей смерти Л. Берталанфи занимался применением теории открытых систем и общей теории систем к общественным наукам, в результате чего возник так называемый системный взгляд на людей. Л. Берталанфи был одним из тех немногих ученых, оказавших значительное влияние на то, как представители западной цивилизации воспринимают свою связь друг с другом (на работе и вне ее) и с окружающим их миром.

1. Биографические данные


Людвиг фон Берталанфи родился в 1901 г. недалеко от Вены. В 1926 г. он получил степень доктора философии в Венском университете, где проработал впоследствии до 1948 г., занимая должности сначала доцента (1934), а затем и профессора. Впоследствии Л. Берталанфи продолжил свою научную карьеру в Северной Америке, сначала в качестве профессора и руководителя кафедры биологических исследований в Университета Оттавы (Канада), затем руководителя центра биологических исследований в больнице “Гора Синай и приглашенного профессора в Университете Южной Калифорнии в США, далее профессора теоретической биологии и научного сотрудника Центра передовых исследований в теоретической психологии в Университете Алберты (Эдмонтон, Канада) и, наконец, с 1969 г. профессора в Университете штата Нью-Йорк в городе Буффало в США.

Научная карьера Л. Берталанфи была необычайно яркой. Он был членом Фонда Рокфеллера (1937-1938), членом научного совета Центра передовых исследований в бихевиоральных науках в Стэнфорде, Калифорния (1958-1959), приглашенным профессором при Фонде Меннингера, почетным членом Американской психиатрической ассоциации, членом Немецкой академии естественных наук, членом Международной академии цитологии и членом Американской ассоциации развития науки.

Л. Берталанфи написал множество работ на немецком и английском языках, при этом его книги были переведены на языки многих народов мира. Полный список его основных сочинений приводится в General Systems (1972), XVII: 221-228.

Научный вклад ученого полезно будет представить условно разбитым на три взаимосвязанные категории: в области биологии и теории открытых систем (с середины 1920-х гг.), в области общей теории систем и создания концепции единства науки (с конца 1930-х гг.) и в области практического применения этих теорий, в частности, к теории символов и проблемам психологии и образования (с середины 1950-х гг.), что отражает изменение направлений его исследований. Концепции каждой из этих категорий повлияли на теорию и практику бизнеса в различной степени. Влияние теории открытых систем оказалось глубоким, общей теории систем — революционным, а работы по теории символов и исследования проблем психологии и образования имеют значение лишь для этих конкретных областей знаний. Каждая категория достижений рассмотрена ниже в том объеме, который соответствует ее важности для бизнеса и менеджмента.  

 

2. Теория открытых систем


Прорыв в научном мышлении Запада в определенной степени связан и с открытиями Л. Берталанфи в области биологии организмов. До конца XIX в. естественные науки основывались на концепциях физики, которая в свою очередь базировалась на принципах редукционизма, направленного на разделение любой системы на отдельные части. Анализ системы подразумевал идентификацию ее основных частей и поведения влияющих на них сил. В духе редукционизма был сформулирован и второй закон термодинамики, утверждающий, что любая замкнутая система неизбежно переходит из упорядоченного состояния в неупорядоченное, что сопровождается возрастанием ее энтропии. Таким образом физика анализировала исключительно замкнутые, изолированные системы, стремящиеся к равновесному состоянию. Все явления, не укладывавшиеся в эту концепцию, рассматривались как метафизические, выходящие за рамки естественных наук и потому не стоящие внимания.

Однако в конце XIX в. ученые-физики столкнулись с примерами ограниченности принципов редукционизма. В середине 1920-х гг. аналогичные доказательства получили и биологи. Новые взгляды начали получать все большее распространение. Пауль Вайс, Уолтер Кеннон (создатель концепции гомеостазиса) и в особенности Людвиг фон Берталанфи были в первых рядах создателей новых теорий. В частности, Л. Берталанфи продемонстрировал, что в оценке динамики поведения организмов физические концепции оказались бесполезными. Он доказал, что поведение живых существ не может быть представлено просто как суммарное поведение отдельных их частей. Живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма. Кроме того, многие формы существования организмов характеризуются увеличением или сохранением внутренней упорядоченности, или другими словами, ростом негэнтропии. Поэтому для объяснения феноменов, подобных синергии и негэнтропии, биология нуждалась в новых концепциях.

Данные обстоятельства подтолкнули Л. Берталанфи к разработке биологической теории открытых систем, которая была построена не на редукционистском анализе основных элементов живой системы, а на учете функциональных и взаимосвязанных критериев ее существования. Организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой. Их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с внешней средой. Организм представляет собой комплексную систему, состоящую из множества взаимосвязанных, объединенных в единое целое элементов. Ключевыми понятиями в этой теории стали концепции самоорганизации как способа прогрессивной дифференциации, эквифинальности, отражающей независимость финального состояния от начальных условий и телеологии, описывающей зависимость поведения организма от неких, “известных ему заранее” целей в будущем. Теория открытых систем и связанные с ней идеи из биологии оказали, как мы увидим ниже, самое серьезное влияние на основы других дисциплин, в частности теории бизнеса и менеджмента.

Мышление в терминах замкнутых систем предполагает, что поведение организаций основывается на тех же фундаментальных принципах и законах, которые действуют в физике. Замкнутые организации подобны замкнутой механической модели Вселенной И. Ньютона; они управляются административным и инженерно-техническим персоналом. Операции в них носят рутинный и повторяющийся характер и сводятся к решению заранее определенных задач. В этих системах существует жесткая иерархия контроля, строгая подчиненность подразделений, большое внимание уделяется обеспечению эффективности деятельности отдельных структурных единиц.

Мышление в терминах замкнутых систем соответствовало классической теории менеджмента и всячески поддерживалось ею. Классическая теория управления основывалась на заимствованном из физики “механистическом вИдении” организаций (характерном для теории бюрократии М. Вебера, научных методов управления Ф. Тейлора и теории административного управления А. Файоля).

Теория открытых систем и другие биологические понятия (в частности, гомеостазиса) указывают на бесполезность концепций физики в оценке динамики поведения организаций и организмов. В отличие от физики теория открытых систем рассматривает организации в качестве комплексных систем, состоящих из частей, которые следует изучать как единое целое. Организация не является изолированной от внешней среды. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы обеспечить ей устойчивое состояние. Основной задачей организации является обеспечение выживания за счет трансформирования внешних воздействий и адаптации к происходящим изменениям. Так как элементами организации являются живые люди, то администрация должна учитывать особенности проявления человеческой природы в трудовом процессе. Отдельные элементы системы, так называемые подсистемы, имеют собственные потребности, которые также требуют удовлетворения. Кроме того, следует учитывать мотивацию поведения индивидов. Например, повышение степени разнообразия рабочих заданий может привести к росту производительности труда и удовлетворенности работников. Понимание целостности структуры организации может облегчить участие в ее деятельности всех сотрудников. Руководство может поощрять проявления внутренней демократии и автономии.

Теория открытых систем и другие биологические концепции оказали серьезное позитивное воздействие на возникшие в 1950-1960-х гг. теорию организационных систем и теорию человеческих отношений, которые являются примером дальнейшего развития теории открытых систем и их применения к организациям, а воззрения их сторонников на управление во многом заимствованы из биологических концепций Л. Берталанфи. Идеи теории открытых систем присутствуют в теориях систем Каца и Кана, Парсонса, Ф. Селзника и Ч. Барнарда, а также в теориях человеческих отношений Ф. Ротлисбергера и У. Диксона, Ф. Герцберга и Д. Макгрегора.

В адрес теории открытых систем было сделано немало критических замечаний. Они касались структуры и функций ограниченных организаций и утверждений об их подобии организмам. Эти представления побуждали ученых искать и выявлять системы в различных областях нашей жизни. Такие авторы как У. Черчмен, Дж. Викерс и П. Чекланд разными способами доказывали, что человеческие системы имеют свои неповторимые особенности. Они утверждали, что человеческие системы могут быть лучше поняты в терминах системных значений (идей, концепций, ценностей и т.п.), с помощью которых люди описывают мир. Следовательно, для оценки человеческих систем необходимо знание и понимание системных значений и противоречий между ними. Организационные ограничения, таким образом, теряют свое значение или подлежат переопределению. Следовательно такие концепции как теория открытых систем будут полезны до тех пор, пока они стимулируют обучение и понимание как одного из способов осуществления анализа. Это в точности соответствует подходу Гарета Моргана, использовавшего метафору открытой системы в качестве одного из возможных способов описания организации.

Очевидно что влияние теории открытых систем Л. Берталанфи на теорию бизнеса и менеджмента оказалось огромным, поскольку именно она помогла сформулировать теории управления предприятием в 1950-1960-х гг. Кроме того, она незримо присутствует в используемых в 1990-х гг. практических методах менеджмента. Планирование и принятие решений нередко осуществляется с использованием понятий дифференциации, внешней среды, функций, роста, взаимной зависимости и телеологии (зависимости поведения организации от некоторых планируемых заранее событий в будущем). Кроме того, теория открытых систем стала предшественницей общей теории систем.  

3. Общая теория систем


В дальнейшем Л. Берталанфи много занимался проблемой обобщения концепции открытых систем с целью ее применения в других областях знаний. Эта работа породила у него идеи относительно общей теории систем и нового понимания единства науки. Общая теория систем ставит своей задачей формулировку и разработку принципов, применимых ко всем системам. Ее основные положения впервые были озвучены на научном семинаре в Чикаго в 1937 г. Л. Берталанфи продолжал заниматься разработкой общей теории систем на протяжении 1940-х и 1950-х гг.

В 1954 г. во время совместного пребывания в Центре передовых исследования в бихевиоральных науках, расположенного в Пало Альто, Калифорния он провел обсуждение некоторых аспектов этой теории с тремя другими учеными, придерживавшихся близких ему взглядов,. В результате Л. Берталанфи, Кеннет Боулдинг (экономист), Ральф Джерард (физиолог) и Анатоль Раппопорт (математик и биолог) стали основателями нового системного движения в науке. Зарождение этого движения, как позднее вспоминал Кеннет Боулдинг, происходило во время бесед четырех ученых за обеденным столом.

Л. Берталанфи дал первый импульс развитию нового системного направления в науке. Он играл ключевую роль в организации Общества развития общей теории систем, которое было образовано по инициативе группы ученых, созданной в 1954 г. в период проведения в конференции в Беркли Американской ассоциации развития науки. Начиная с 1956 г. Общество регулярно выпускает отчет о своей деятельности и проводит ежегодные конференции. Общество имело следующие цели:

· проведение исследований изоморфизма концепций, законов и моделей в различных областях знаний и содействия переносу полезных закономерностей из одной области в другую;

· поощрения создания адекватных теоретических моделей в тех областях, где они еще не были созданы;

· минимизации дублирования теоретических исследований в различных областях;

· распространение взглядов о единстве науки путем развития контактов между различными специалистами.

Главной заботой Л. Берталанфи стала растущая специализация науки, приводившая к нарушению ее единства и целостности. Он знал многих ученых, замкнутых на решении своих узких проблем, и понимал сложность обмена информацией между ними. Поэтому Л. Берталанфи стремился к преодолению замкнутого, изолированного характера научных исследований. Ученый предвидел создание системных законов и обобщающих теорий, способных объединить все науки.

Роберт Розен сумел просто и убедительно изложить выдвинутую фон Берталанфи идею общности систем следующим образом: если данные о двух системах S и S являются физически различными, но, тем не менее, ведущими себя сходным образом, то в определенном смысле мы можем получить знание об S с помощью знания об S(Rosen, 1979). Обучение, подчеркивал Л. Берталанфи, происходит на основе изоморфизма и гомологии, а не смутных аналогий.

Следует отметить, что русский мыслитель Александр Богданов (1973-1928) еще в начале XX в. разработал концепцию “тектологии”, которая отчасти напоминала общую теорию систем. Ее описание было неоднократно публиковалось в России в период с 1912 по 1926 гг. Однако “тектология” была подвергнута резкой критике идеологами большевизма. В 1980-х гг. работы А. Богданова с изложением основ тектологии были переведены на английский язык.

4. Системный взгляд на людей


Собранные в книге A System View of Man (“Системное видение человека”) (ed. by La Violette, 1981), размышления Л. Берталанфи о теории символов, психологии и обучении отражают опыт применения его системных концепций. Помимо акцента на существованим биологических различий Л. Берталанфи утверждает, что характерной чертой, выделяющей человека на фоне других существ, является его способность создавать символы. Символы, отражающее определенное содержание, создаются в разнообразных формах и передаются с помощью традиций. Они являются осознанными формами отображения человеческих идей и ценностей. Теория систем Л. Берталанфи анализирует системы символов или символические совокупности. С помощью этой концепции он предлагает описывать язык, науку, искусство и другие формы культуры, способные сохраняться во времени и переживать своих создателей.

В сфере психологии Л. Берталанфи отмечал, что люди являются по своей сути активными психофизическими организмами, способными осуществлять независимое поведение. Он выступал против реактивной механистической модели стимула-реакции и подчеркивал важность для психологии многих организмических принципов из теории открытых систем.

В области образования Л. Берталанфи высказывал опасения по поводу укоренившейся в Северной Америке практики сдерживания развития творческих способностей, которая подразумевала преподавание в рамках замкнутых научных дисциплин. Поэтому он рекомендовал активнее использовать междисциплинарный подход, который получил широкое распространение в 1990-х гг. (прежде всего в сфере высшего образования).   

5. Заключение

В 1957 г. Общество развития общей теории систем сменило свое название на Общество исследований общих систем. Под патронажем этой организации теория систем дала различные новые ответвления в виде теории комплексности, кибернетики, теории информации, системного подхода к решению проблем, системотехники и системной философии. В дальнейшем эти ответвления дали свои новые ростки; кроме того во многих странах появились национальные общества изучения систем.

В 1980 г. была создана Международная федерация системных исследований, штаб-квартира которой находилась в Австрии. Ее задачей стало стимулирование всех видов деятельности, связанных с научным изучением систем, и их координация на международном уровне. Федерация стала издавать свой собственный журнал “Systems Research” (объединенный в настоящее время с “Behavioral Science”). Кроме того, с 1974 г. стал издаваться независимый “International Journal of General Systems”. В ответ на наметившийся рост плюрализма и конкуренции Общество исследования общих систем изменило свое название на Международное общество системных наук. С 1988 г. стал издаваться международный журнал “Systems Practice” (переименованный в 1998 г. в “Systemic Practice and Action Research”), на страницах которого были опубликованы многочисленные статьи о новых перспективах развития системного мышления. Системное мышление приобрело в последние годы самые разнообразные формы, однако все они сохраняют связь друг с другом.

Людвиг фон Берталанфи стоял у истоков возникновения важного научного движения. Оно зародилось в 1954 г. в Пало Альто (Калифорния) во время бесед четырех ученых за обеденным столом. Центральной темой этих бесед стали разработанные Л. Берталанфи теория открытых систем и общая теория систем. Как было показано выше, результат этих дискуссий оказался “большим, чем сумма их отдельных составляющих”. Л. Берталанфи был одним из тех немногих людей, которые сумели в значительной мере повлиять на то, как люди Западной цивилизации стали воспринимать свою взаимосвязь друг с другом (на работе и в остальных сферах жизни) и с окружающим их миром.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий