Пост в продолжение нескольких дискуссий в последнее время о
валидности тестов, пригодности использования их в бизнесе и т.п…
По ощущениям, у многих специалистов сложилось мистическое
отношение к валидности теста: достаточно сказать «валидность теста 80 %», и
дружно киваем головами. Или распространенный разговор:
- Стоит ли применять этот тест?
- Думаю, да, его валидность достаточно высокая. Я ему
доверяю.
За этими разговорами проглядывает полное непонимание
предмета. Тем более, в приложении к бизнесу.
Во – первых, скажу банальность: валидность бывает разная.
Очевидная и прогностическая валидности вообще то про разное.
Во – вторых, валидность теста – валидность психологическая.
Поясню
Ближе всего бизнесу валидность прогностическая: то,
насколько тест может предсказать будущее поведение человека. Но психолог,
определяя прогностическую валидность, имеет ввиду некие поведенческие реакции,
связанные с тестом. Если мы говорим о шкале A 16-ти факторного теста Кетелла, то
высокие показатели по шкале должны подсказать нам, что человек не будет сидеть
молча в уголке, а вступать в общение с окружающими и т.п..
Но бизнес интересует иная валидность: связь с будущими
бизнес-результатами. В случае с вышеприведенным примером шкалы теста Кетелла
бизнес не инетерсует, общителен ли товарисч, а «лишь» насколько данная шкала
будет влиять на уровень продаж данного товарисча.
Скажите, такие вещи психологи делают, валидизируя свои
тесты? Скорее всего нет, согласны?
Чья это задача? Задача бизнеса, задача HR
Я когда-то делал такую работу с когнитивными тестами
(тестами способностей) в отношении операционистов банка. Проводил регрессионный
анализ результатов тестов отбора при приеме на работу и результатов
деятельности этих же специалистов спустя полгода работы в банке
Вчера на вебинаре Матстатистика для HR услышал
другой – аналогичный - пример : психолог компании проводит регрессионный анализ
для определения пригодности тестов при отборе персонала.
Может быть стоит ввести понятие валидности процедуры оценки?
Для бизнеса? К сожалению или счастью эта валидность именно процедуры. Она
привязана к конкретному бизнесу, к конкретным условиям, к конкретной компании.
Поле работы – непаханное…
Слышали ли вы о том, что психологи или бизнес консультанты
выполняют такую услугу? Я – нет.
Причин здесь может быть несколько.
·
Профессиональные психологи могут вообще не
думать в терминах бизнеса и задачки бизнеса их не интересуют
·
Продавцов теста такая процедура «не интересует»
принципиально: а «вдруг» выяснить, что связь между результатами теста и
результатами бизнеса близка к нулю?
·
Hr чаще всего просто не профессиональны в этом вопросе: не
владеют инструментарием. Или не имеют ресурсов
В итоге все споры по поводу применимости тестов в бизнесе
сводятся к эмоциям и гаданию на кофейной гуще: нравится / не нравится
тестирование…
Но прецеденты есть. Это обнадеживает
ПыСы. Хорошо бы изучение такого инструментария включить в
программу обучения HR
И хорошо бы вывести на рынок услугу валидизации процедуры
ПыСыСы. Будут возражения: мол, это очень все сложно –
регрессионный анализ, все такое… А я спрошу: а корпоративную культуру измерять
не сложно? Задумайтесь по сути: измерять валидность теста очень сложно, а
корпоративную культуру нет? Сравните два объекта: тест и корпоративная культура
– что сложнее?
Так почему у нас корпоративную культуру мерят все подряд, а
регрессионный анализ – единицы?
Насчет введения в программу обучения (особенно - после того, как уже отработана база кейсов на рынке, чтоб понятнее было, как именно это все работает в связке с бизнесом) - однозначно - да.
ОтветитьУдалитьспасибо. а я уже веду...
Удалить