Share |

пятница, 25 апреля 2014 г.

Управление текучестью персонала в ритейле (кейс для решения)

Недавно клиент - сеть супер - и гипермаркетов - прислал файл для анализа текучести персонала магазинов.
Выкладываю файл ссылкой в формате excel Управление текучестью персонала в ритейле. Переменные / вопросы в файле следующие:
  1. № магазина
  2. Кол-во сотрудников
  3. Кол-во обученных
  4. Среднее  по текучести за год
  5. % обученности
  6. % неудовлетворенных объемом пройденного обучения
  7. % неудовлетворенных объемом работы
  8. % не удовлетворенных санитарно-гигиеническими условиями
  9. % неудовлетворенных отношениями с непосредственным руководителем
  10. % неудовлетворенных возможностью обращаться с вопросами к директору магзаина
  11. % неудовлетворенных распределением обязанностей в отделе
  12. % недовольных уровнем заработной платы
Вопросы к тем, кто хотел бы порешать кейс, такие:
  • Можно ли на основе этих данных предсказывать уровень текучести персонала магазинов?
  • Если да, то какой инструмент используете для прогноза?
  • Если нет, то:
    • прогноз принципиально невозможен?
    • какая дополнительная информация нужна для прогноза?
  • Или как бы вы усовершенствовали информацию / сбор информации о текучести?
P.S. Напоминаю, что следующий семинар Аналитика для HR состоится 3-4 июля в Москве (по ссылке описание и регистрация)

13 комментариев:

  1. Не претендую на решение, просто комментарий: данные исследования об уровне заработных плат и др. условий труда конкурентов или просто схожих торговых сетей повысили бы валидность предсказания. Уходят не только потому, что ТУТ плохо, но и потому, что ТАМ лучше :)

    ОтветитьУдалить
  2. Универсальную формулу по имеющимся данным придумать сложно. Можно использовать наиболее простой подход, определяя магазины с самой высокой (41 % в среднем) и 10 – с самой низкой текучестью кадров (6 % в среднем). Я брал по 8 магазинов с той и с другой стороны. В результате выявились следующие закономерности:
    – текучесть персонала выше в магазинах с меньшим количеством персонала (32 сотрудника (6%) против 16 сотрудников (41 %)в среднем );
    – текучесть персонала выше в магазинах с меньшим процентом обученности персонала (46 % (6%) против 33 % (41 %)). Данный пункт, то есть «% обученности» вызывает следующий вопрос: это обученные за год или обученные из числа имеющегося персонала на данный момент. Если второе, то представленный анализ текучести по этому параметру будет неверным.
    – текучесть персонала выше в тех магазинах, где персонал больше не удовлетворён отношениями с непосредственным руководителем (0,3 % (6%) против 9 % (41 %));
    – текучесть персонала выше в тех магазинах, где сотрудники не могут обращаться с вопросами к директору магазина (2 % (6%) против 11 % (41 %)).
    Удовлетворённость объёмом обучения, работы, санитарно-гигиеническими условиями труда практически равна в обеих группах и, следовательно, не влияет на текучесть персонала.
    Процент же недовольных заработной платой (45 % (6%) против 31 % (41 %)) и распределением обязанностей (28 % (6%) против 19 % (41 %)) наоборот, на порядок выше в тех магазинах, где текучесть персонала низка. Возможно, этому способствует какой-то другой фактор.
    Далее необходимо проверить наши закономерности-гипотезы. Сделаем сортировку данных в таблице по удовлетворённости отношениями с непосредственным руководителем. Так как здесь 35 магазинов имеют значение «0», то будем анализировать всю таблицу целиком (и далее тоже будем анализировать все магазины. Мы делили таблицу по удовлетворённости отношениями с руководителем несколькими способами: на три подтаблицы (первая – все нули, вторая – от 0,1 до 14, третья – выше 14), на две подтаблицы (первая – от 0 до 20, вторая – свыше 20), на две подтаблицы (первая – все нули, вторая – от 0,1 и выше). В итоге везде прослеживается увеличение текучести персонала, с возрастанием неудовлетворённости отношений с руководителем, хотя и не так явно, как хотелось бы. Интересно другое. Там, где отношения с руководителем лучше, меньше процент недовольных уровнем заработной платы и распределением обязанностей в отделе.
    Вариант ответа про торговые точки, в которых сотрудники не могут обращаться с вопросами к директору магазина имеет прямую корреляцию с неудовлетворённостью отношениями с руководителями. Поэтому этот вопрос можно при опросе смело опустить. Было бы интересным иметь вариант ответа «отношения в коллективе с коллегами».
    При анализе текучести персонала в зависимости от численности персонала (хотя понятно, что это не поиск причины) была выявлена закономерность, что в магазинах с меньшим количеством персонала больше недовольных объёмами работ. Да и вообще по всем пунктам персонал более удовлетворён работой при большом количестве персонала (от 66 человек). Я так понимаю, это и есть гипермаркеты. Было бы здорово, если бы был и такой пункт в таблице: гипермаркет или супермаркет.
    Обучение так же способствует уменьшению текучести персонала. На 7 % уменьшается текучесть персонала, если в магазинах обучено свыше 50 % персонала.

    Можно сделать вывод, что на текучесть персонала прямо влияет обучение и отношения с руководителем, но от магазина к магазину результаты слишком уж разные. Я предположил, что может быть один фактор перекрывает какой-нибудь другой. Например, при высокой текучести и высоком проценте обученных, может быть плохие отношения с руководителем. Но и это всё даёт неоднозначные результаты. Хотелось бы посмотреть анкеты, по которым получены данные. Может быть, в них что-то не так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Михаил, спасибо! супер!
      у меня много комментариев, но первый: а почему вы не попробовали корреляцию измерять?

      Удалить
    2. Какую конкретно корреляцию?

      Удалить
  3. вы брали лучшие и худшие филиалы, верно?
    и получили
    "....– текучесть персонала выше в магазинах с меньшим процентом обученности персонала (46 % (6%) против 33 % (41 %)). Данный пункт, то есть «% обученности» вызывает следующий вопрос: это обученные за год или обученные из числа имеющегося персонала на данный момент. Если второе, то представленный анализ текучести по этому параметру будет неверным...."

    К тому же самому выводу можно было бы прийти, если воспользоваться в excel формулой КОРРЕЛ - в данном случае это коэффициент корреляции спирмена

    ОтветитьУдалить
  4. Вначале выбирал лучшие и худшие, потом делил все магазины на несколько групп... коэффициенты ещё надо знать, прежде чем их использовать)) сейчас посмотрю, что это за Спирмен...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вас на семинар свой можно пригласить?
      где я рассказываю про спирмена и еще кучу других коэффициентов

      Удалить
    2. Уже думал. Вот как только свободное время и лишние средства пересекутся, так сразу запишусь). Вообще, очень интересно. Могу помочь организовать ваш семинар-тренинг в своём городе (Пенза).

      Удалить
    3. Михаил, спасибо за помощь, но как показывает практика, HR с большей любовью записываются на семинары по ораторскому искусству или искусству презентации, или по коммуникативным навыкам)
      Семинары по аналитике собираются не так просто в небольших городах.
      Поэтому не уверен, что даже стоит пробовать

      Удалить
  5. 66 магазинов с общей численностью персонала 1795 чел. Средняя текучесть по сети - 21%.
    Инструмент анализа использую: сравнительную характеристику (анализ 1/5 высоких значений по текучести и 1/5 низких):
    1. Текучесть меньше в магазинах, где кол-во обученных больше: 26% против 38%;
    2. Текучесть выше в магазинах, где присутствует неудовлетворенность отношением с непосредственным руководителем 9,1% против 1,1%;
    3. Сюда же, текучесть увеличивается в связи с отсутствием возможности обращаться с вопросами к директору магазина 11,2 против 2,8%;
    4. На текучесть персонала (в отсутствии других факторов) прямо не влияет уровень заработной платы! Если вычленить установленную закономерность % неудовл. з/п и невозможность поговорить об этом с руководителем (из 1/5 (13) магазинов с низкими значениями - это 3 магазина), то соотношение составляет 36% к 36%.






    ОтветитьУдалить
  6. Болевые точки продавцов в рознице ещё:
    1. адаптированность в коллективе (довольство коллективом)
    2. соблюдение принципа социальной справедливости (разные вариации)
    3. удовлетворенность графиком работы и его соблюдением
    4. з/п - уже указано вроде

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Илья, я этот пост написал не для того, чтобы мнения собрать.
      Здесь надо считать, уметь считать.

      Удалить
    2. Это я думаю, ответ на предпоследний вопрос,о том, какая дополнительная информация нужна. 6 и 10 пункт можно легко заменить, на то, что Илья указал. И кстати, вы переводили работу компании Evolv вроде. Там было сказано, что шаговая доступность снижает текучесть на 58%. Вот этот показатель было бы интересно исследовать здесь.

      Удалить

рек