Перевод статьи Job Analysis: A Practitioner’s Guide нашего проекта переводы статей по HR-аналитике с англиского (отслеживайте материалы блога через телеграм канал HR-аналитики).
Эта статья от команды Erik van Vulpen, все гайды от них здесь HR руководство по HR руководствам (справочник)
Автор перевода Александр Шавалиев, Студент Южно-Уральского Государственного Университета. Менеджер по персоналу в аутсорсинговой компании "Директ", профиль Контакте. Читайте также переводы Александра у нас в блоге
Руководство по циклу управления производительностью
Почему вовлеченность сотрудников улучшилась во время пандемии?
Итак,
Анализ работы: руководство для практикующего специалиста
Анализ работы - это распространенный метод, направленный на предоставление подробной информации о работе сотрудника. Анализ работы может помочь составить лучшее описание работы, привести к более безопасной рабочей среде, помочь в планировании рабочей силы и является ключевым в управлении производительностью. Поскольку она затрагивает так много ключевых функций HR, эта статья предоставит практическое руководство с полным шаблоном из 5 шагов о том, как провести данный анализ. Мы также включим в статью несколько примеров анализа работы. Приятного прочтения!
Содержание
- Что такое анализ работы? Определение
- Цель анализа работы
- Методы Анализа работы
- – Техника критических инцидентов (CIT)
- - Инвентаризация задач (TI)
- - Функциональный анализ работы (FJA)
- Как провести анализ работы: шаблон
- Вывод
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Что такое анализ работы? Определение
Любой, у кого есть некоторый практический опыт, в какой-то момент проводил анализ работы. Это может быть менеджер, который решает объединить две вакантные роли в одну, рекрутер, который пытается создать описание вакансии, или сотрудник, который перечисляет свои основные задачи для создания личного плана развития.
Хотя эти анализы работы будут иметь разный уровень детализации, процесс схож. Когда мы определяем это, анализ работы - это систематический процесс, в котором работа разбивается на более мелкие части, которые затем анализируются, чтобы описать, что делается в работе, или какие возможности необходимы для выполнения работы.
Анализ работы проводится самими сотрудниками, менеджерами, специалистами по организационному развитию (OD) или специалистами по персоналу для различных целей. При этом существует три основных типа данных анализа работы, а именно: рабочая деятельность, атрибуты работника и рабочая обстановка.
В этой статье мы сосредоточимся в основном на трудовой деятельности. Трудовая деятельность формирует основу для определения атрибутов работника вместе с организационной культурой. Мы будем меньше фокусироваться на рабочей обстановке – но имейте это в виду при анализе работы, особенно когда эта обстановка может измениться.
Цель анализа работы
Цель анализа работы |
Описание |
Описание работы |
Анализ работы предоставляет входные данные для описания
работы. Должностная инструкция - это внутренний
документ, определяющий требования к новой должности, в том числе
необходимые навыки, роль в коллективе, личность и возможности
подходящего кандидата. |
Классификация должностей |
Классификация должностей - это процесс помещения одной или
нескольких должностей в кластер или группу аналогичных
должностей. Цель состоит в том, чтобы установить ставки
заработной платы и выбрать сотрудников. |
Оценка работы |
Оценка работы - это процесс определения относительного ранга
различной работы в организации. Цель состоит в том, чтобы
создать прозрачность и справедливость оплаты труда. |
Дизайн работы |
Дизайн работы - это процесс создания работы, которая
увеличивает ценность компании и мотивирует сотрудника. |
Требования к персоналу |
Здесь анализ работы предоставляет информацию о минимальной
квалификации (или требованиях) к персоналу в организации, которые
часто используются для целей найма. |
Оценка производительности |
Анализ работы предоставляет исходные данные для оценки
эффективности работы человека, выполняющего эту работу. |
Обучение персонала |
Анализ работы лежит в основе анализа потребности в
обучении. После определения знаний, навыков, способностей и
других характеристик можно определить потребность в обучении и
обучить сотрудников. |
Мобильность работников |
Люди и рабочие места должны соответствовать друг
другу. Данный анализ работы полезен для выявления знаний,
навыков, способностей и других характеристик, необходимых для
выполнения той или иной роли, которые затем могут быть
сопоставлены с внутренним наймом. |
Эффективность |
Анализ работы можно использовать для повышения эффективности работы,
анализируя действия и оптимизируя способы их выполнения
сотрудниками. |
Здоровье и безопасность |
Анализ работы позволяет выявить опасные виды поведения и условия
труда, которые повышают вероятность несчастных случаев и травм,
что приводит к более безопасной рабочей среде. |
Кадровое планирование |
Для планирования будущей рабочей силы необходимо выявить знания,
навыки, умения и другие характеристики, которые будут
соответствовать будущим требованиям к работе. Это позволяет
создать стратегический кадровый план для той или иной роли
или подразделения. |
Правовые нормы |
Федеральное и национальное законодательство может применяться к
условиям труда, здоровью, найму, обучению, оплате труда,
продвижению по службе и увольнению сотрудников. Анализ работы
может быть инструментом для обеспечения того, чтобы все виды
деятельности в той или иной роли соответствовали регламенту. |
Единица измерения |
Описание |
Пример |
Работа |
Коллекция похожих позиций. |
‘Секретарь’ |
Позиция |
Набор обязанностей, задач, видов деятельности и элементов,
которые должен выполнять один работник. |
Мелинда, секретарь, которая в основном работает в ночную
смену |
Обязанности |
Список задач, направленных на достижение общих целей
работы. Типичная работа имеет от 5 до 12 обязанностей. |
Гостиничные мероприятия для посетителей |
Задачи |
Списки действий с четким началом, серединой и
концом. Задание содержит от 30 до 100 заданий. |
Приветствует гостей и проводит их в зал ожидания |
Деятельность |
Кластеры элементов, направленных на выполнение требований к
работе. |
Нажать на кнопку домофона, чтобы открыть дверь |
Элемент |
Наименьшая идентифицируемая единица работы. |
Отвечать на телефонные звонки |
Методы анализа работы
- Анализ пороговых характеристик
- Шкала требований к способностям
- Анкета для анализа позиций
- Техника критических инцидентов
- Инвентаризация задач (анализ задач)
- Функциональный анализ работы
- Метод элементов работы.
Техника критических инцидентов (CIT)
- Описание контекста и обстоятельств, приведших к инциденту.
- Поведение сотрудника(ов) во время инцидента.
- Последствия такого поведения и их более широкое воздействие.
Инвентаризация задач (TI) (анализ задач)
ОБЯЗАННОСТИ ГОСТЕПРИИМСТВА ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА |
|||
Задачи |
Част.. |
Импорт. |
Трудность |
Ответ на звонок домофона, когда раздается звонок в дверь |
300/день |
Средний |
Низкий |
Приветствие гостей и проведение их в зал ожидания |
120/день |
Средний |
Низкий |
Предлагать Гостям любимый напиток |
80/день |
Низкий |
Низкий |
Ответы на вопросы посетителей |
30/день |
Высокий |
Средний |
Управление ожиданиями относительно времени ожидания |
30/день |
Средний |
Высокий |
Прием и обработка жалоб |
6/день |
Высокий |
Очень высокий |
Функциональный анализ работы (FJA)
Администратор, Зал Ожидания Авиакомпании |
Принимает членов и гостей в зал ожидания авиакомпании, подает
напитки и закуски, а также предоставляет другие персональные услуги
по запросу: открывает дверь в зал ожидания в ответ на звук зуммера,
проверяет членские карточки, а также принимает и рассаживает членов
и гостей. Подает различные напитки, такие как коктейли, кофе и
закуски. Отвечает на вопросы, касающиеся регулярных рейсов и
объектов аэровокзала. Проверяет бронирование мест
пассажирами. Направляет или сопровождает пассажиров до выхода
на посадку, комнат отдыха и других объектов
терминала. Ретранслирует запросы на пейджинговую службу,
используя телефон. Открывает банки, бутылки и
пакеты; варит кофе, раскладывает на подносах выпечку, орехи и
закуски. Убирает использованные пепельницы, стаканы и тарелки
со столов и собирает мусор. |
Как провести анализ работы: шаблон из 5 шагов (пример)
1. Цель анализа работы
2. Метод анализа работы
3. Сбор данных
Способ сбора данных |
Описание |
Данные наблюдений |
Данные наблюдений являются наиболее нейтральной формой сбора данных,
поскольку они (предположительно) не нарушают нормальной
работы. Аналитик работы наблюдает за человеком, выполняющим
работу, либо в реальной жизни, либо на видео. Данные наблюдений
могут описывать деятельность, основанную на выбранной части анализа
(см. таблицу выше). Простое наблюдение уже может влиять на то,
как люди выполняют свою работу, хорошо известный
пример-эффект Хоторна
. |
Интервью |
Интервью служат еще одним ключевым способом сбора данных, который
может использоваться в сочетании с данными наблюдений. На
основе данных наблюдений задаются конкретные
вопросы. Собеседования должны быть тщательно подготовлены и
хорошо проведены. Здесь снова интервьюер может сосредоточиться
на различных единицах анализа, чтобы определить обязанности, задачи,
виды деятельности и элементы работы. |
Рассылка вопросников |
Третий способ сбора данных - это анкетирование. Они могут быть
разработаны самостоятельно или готовыми, и наиболее известным
примером является анкета анализа должностей (PAQ), которая может быть введена аналитиком по работе. |
4. Анализ
Задание для секретаря |
М |
SD |
Н |
SEM |
1. Ответ на интерком |
4.3 |
0.5 |
49 |
0.1 |
2. Прием гостей и рассадка их по местам |
4.0 |
0.6 |
48 |
0.1 |
3. Предоставление прохладительных напитков гостям |
3.7 |
1.2 |
20 |
0.3 |
4. Ответы на вопросы посетителей |
3.2 |
1.6 |
32 |
0.3 |
5. Управление ожиданиями относительно времени ожидания
посетителей |
2.5 |
2 |
12 |
0.6 |
Спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьВопрос: в таблице, где работа разбивается на задачи, действия и элементы складывается ощущение, что примеры для строк Деятельность и Элемент перепутаны. "Нажать на кнопку домофона, чтобы открыть дверь" выглядит более мелкой и неделимой единицей работы, чем "Отвечать на телефонные звонки".
Предложение: в таблице "ОБЯЗАННОСТИ ГОСТЕПРИИМСТВА ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА" замените заголовок столбца "Импорт." на "Важность", ведь именно о этом речь и идёт.