Мало кто в HR не знает, что такое воронка подбора. Это хороший визуальный инструмент для первичного определения проблем в процессе подбора. Она позволяет понять, как протекает процесс, состоящий из нескольких стадий. Если ваш вопрос в определении самой «узкой» части в этом процессе, то воронка как раз то, что надо. В сочетании с метриками, позволяющими еще и время оценить на каждом этапе, у вас появляется реально рабочий инструмент для контроля.
Мы сейчас
настраиваем на Power BI такой дашборд. Он может выглядеть так (данные
фейковые 😊 )
Но и без Power BI вы можете построить воронку подбора, используя обычный
excel, и excel «усиленный» надстройкой Power Pivot.
Этот пост
как раз про эти три способа построения воронки подбора, которые может применить
каждый в своих рабочих или учебных целях.
В качестве
примера использован датасет «данные» из 4840 наблюдений за 2018 год, содержащий
следующие переменные:
Мы предлагаем пройти решение вместе с нами, для этого скачать файл с учебными данными «Пример построения воронки подбора.xlsx» (в файле доступны решения для Способов 1 и 2 с расчётом всех формул.) Формат файла оказывает влияние на последующий расчет, и где-то такой формат удобен, а где-то придется писать много формул. Формат можно конечно поменять, но оставим все как есть, чтобы почувствовать разницу 😊.
Реализация
В начале логика: мы хотим вывести
на экран некий текстовый символ определенное количество раз пропорционально значению
в строке, для этого количество событий на каждом этапе воронки надо умножить на
некий множитель. Нам понадобится создать этот множитель - вспомогательную
величину, которая потребуется для визуализации результатов. Максимальное
количество символов (в нашем случае черточек), которое помещается в ячейку excel в этом примере выбрали равным 60, но оно может быть
любым числом. Далее считаем по следующей формуле:
Чтобы результат в строке казался
непрерывным выберите шрифт «Britanic Bold» и необходимый размер. Ваш итоговый результат представлен на
рисунке далее.
Способ 2. Power Pivot
Заключение
- Дата открытия вакансии;
- Дата закрытия вакансии;
- Количество кандидатов;
- Количество телефонных интервью;
- Количество рассмотренных кандидатов;
- Количество проверок СБ;
- Количество предложений кандидатам;
- Количество приёмов;
- Структурное подразделение.
Мы предлагаем пройти решение вместе с нами, для этого скачать файл с учебными данными «Пример построения воронки подбора.xlsx» (в файле доступны решения для Способов 1 и 2 с расчётом всех формул.) Формат файла оказывает влияние на последующий расчет, и где-то такой формат удобен, а где-то придется писать много формул. Формат можно конечно поменять, но оставим все как есть, чтобы почувствовать разницу 😊.
Реализация
Способ 1. MS Excel
Без труда в
Интернете можно найти большое число статей о построении воронок, как правило в
продажах, но принцип везде одинаковый. Мы же решили показать самый простой
вариант, который не потребует даже использования диаграмм.
Первое, что следует сделать – это
агрегировать имеющиеся данные, для этого воспользуйтесь сводными таблицами на
вкладке «Вставка» для имеющегося набора данных. Перенесите поля («Количество
кандидатов», «Количество телефонных интервью», «Количество направленных резюме»,
«Количество интервью с заказчиком», «Количество проверок СБ», «Джоб оффер
выставлен», «Количество приемов») в область значений сводной таблицы, а сами
значения отправьте в строки.
=60/ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ("Сумма по
полю Количество кандидатов";$A$2)
Теперь можно визуализировать
нашу воронку и для этого напишем ряд простых формул, потом воспользуемся
простым форматированием. Используем следующую формулу (здесь нам и пригодится
тот множитель, который был рассчитан на предыдущем шаге).
=ПОВТОР("|";ПОЛУЧИТЬ.ДАННЫЕ.СВОДНОЙ.ТАБЛИЦЫ("Сумма
по полю Количество кандидатов";$A$2)*$B$11)
Способ 2. Power Pivot
Excel позволил нам быстро построить воронку подбора
кандидатов, не прибегая к сложным расчётам, но у этого подхода есть
существенный недостаток – вашу картинку может «сломать» другой пользователь или
вы сами захотите расширить исходную сводную таблицу, добавив новый столбец.
Вариантов много – исход один – надо всегда проверять, не затерлись ли формулы,
не уехали ли ссылки. Можно ли сразу все реализовать в единой сводной таблице и
больше не переживать об этом? Как «запихнуть» текст именно как текст в область
значений сводной таблицы и реализовать ровно тот же способ, но забыть навсегда
о прописывании отдельных формул где-то в стороне от сводной таблицы? Чтобы наша
черточка осталась черточкой, а не пересчиталась в число?
Это можно, но
использовать придется Power
Pivot – надстройку для Excel. Power
Pivot подключается отдельно в
параметрах Excel, в
надстройках COM и
доступен пользователем профессиональных
версий Microsoft Office (2010, 2013, 2016). У надстройки много преимуществ, и
одно из них (не главное, но очень приятное) – вы можете написать формулы,
результатом которых будет именно текст (не числовое значение), и выводя эту
формулу (меру языком power
pivot) в область значений вы
увидите именно текст. Попробуйте кто не знал и создайте меру:
Test for text:="Hellow
word"
А теперь
выведете ее в сводную таблицу, например, как тут:
Вы видите
куда ее «определили» в сводной таблице и что мы получили на выходе. Мы не увидели
ни одного числа, мы увидели именно текст. Именно эта особенность работы с power pivot и даст возможность построить более «устойчивую» визуалку
для воронки подбора. Логика визуализации та же самая, что и в excel, просто теперь это становится элементом сводной
таблицы.
Что делаем:
1.Загружаем
исходные данные.
2. Создаем
таблицу дат. Очень сильно пригодится, если вы захотите гибко фильтровать отчет
по временным периодам. Он может быть создан рядом способов, в нашем примере был
использован код в Power Query (ещё одна надстройка Excel, позволяющая осуществлять наиболее эффективную подготовку
данных для последующей работы).
Пример создания календаря в Power Query (на английском) можно посмотреть здесь
1. Пишем
формулы для расчета мер на языке DAX.
Усложним
условия – если вакансия закрылась в январе или осталась активна на 31.01, то
выбирая в фильтре январь (или любой другой период), мы должны увидеть в воронке
все события по этой вакансии, даже если они случились в прошлом году. То есть
дата самого события (интервью, собеседование) здесь уже уходит на задний план.
Но тут у кого как поставлена задача, вариантов много.
Задачу
позволяют решить следующие формулы для каждого этапа воронки (приведена только первая, но они все есть в
прикрепленном файле). Формулы можно переписать гораздо более оптимально, но
в таком виде более понятна логика самого расчета.
Общее количество кандидатов
(кол-во):=
--для закрытых вакансий
CALCULATE(
SUM('данные'[Количество
кандидатов]);
FILTER('данные';'данные'[close_date]>=MIN('calendare'[RepDate])&&'данные'[close_date]<=MAX('calendare'[RepDate])))
+
--для
открытых вакансий
CALCULATE(
SUM('данные'[Количество
кандидатов]);
FILTER('данные';ISBLANK('данные'[close_date])&&'данные'[start_date]<=MAX('calendare'[RepDate])))
….
Нам вновь понадобится множитель, для
этого создадим меру
Множитель:=60/[Общее
количество кандидатов (кол-во)]
Как и в Способе 1 визуализация будет
осуществлена с помощью символа «|», приведём первые две формулы:
1. Общее количество кандидатов:
=REPT("|";[Множитель]*[Общее количество кандидатов (кол-во)])
2. Телефонные интервью:
=REPT("|";[Телефонные
интервью (кол-во)]*[Множитель])
Нам также
хотелось бы знать конверсию кандидатов от общего числа кандидатов на каждом
этапе, пример формулы:
Конверсия
в рассмотрено кандидатов:=[Рассмотрено кандидатов (кол-во)]/[Общее количество
кандидатов (кол-во)])
и конверсию
от предыдущего этапа к следующему, пример формулы:
Конверсия
с этапа тел. интервью в рассмотрен. кандидатов:=[Рассмотрено кандидатов
(кол-во)]/[Телефонные интервью (кол-во)])
Визуализируем,
подключим срезы, временные шкалы на вкладке «Вставка» и получим результат,
представленный на рисунке ниже.
Способ 3. Power
BI
Шаги
идентичны способу 2. Нам потребуется загрузить данные в Power BI и создать календарь. В том случае, если вы выполнили Способ
2, то вы можете открыть ваш «xlsx» файл
через Power BI и получить готовую модель со всеми таблицами и
мерами, останется только сверстать дашборд. Если нет, то понадобится написать
формулы для расчёта метрик по каждому этапу и это будут единственные меры, что
нам потребуются. Power BI и Power
Pivot использует один и тот же
язык DAX, соответственно формулы
будут аналогичными.
В Power BI есть готовая диаграмма в виде воронки, в которую мы передаём
наши меры, и никаких дополнительных упражнений не требуется.
Ещё раз
посмотрим на полученный результат:
Несмотря на
то, что задачу построения воронки подбора персонала нельзя отнести к глубокой
аналитической работе, тем не менее это повседневная необходимость для HR-руководителей, рекрутеров и специалистов
ответственных за подготовку отчётов в компании. Возможность самостоятельного
построения такой воронки существенно облегчает работу для них, а также может
стать первым шагом на пути решения уже более серьёзных аналитических задач, к
примеру, поиску ответа на вопрос: почему на данном этапе воронка приобретает
такой вид, а на следующем этапе иной?
Нами были представлены
три способа построения воронки подбора персонала, которые может использовать
каждый HR, в зависимости от удобства и
предпочтений. Может кому-то это будет полезно.
Александр, а картинки не пробовали сделать больше?)
ОтветитьУдалитьЭдуард, принтскрины, поменял сейчас на "очень крупные". По клику хорошо вывелось и на мониторе, и на телефоне, по крайней мере, у меня)
ОтветитьУдалитьЯ не рекрутер, но выглядит мощно!)
ОтветитьУдалитьЗдесь не только рекрутер, но и руководитель HR или просто руководитель могут найти для себя интересные тенденции и узкие места в процессе подбора)
Удалить