Продолжаю подводить предварительные результаты анализа
исследование факторов текучести персонала (по ссылке наш опрос, приглашаю поучаствовать
вас самих и пригласить ваших коллег и знакомых, что сделает результаты более
надежными и валидными).
Ранее я уже сделал два поста:
- Влияние отношений с руководителем на текучесть персонала
- Главный аргумент в пользу рекомендательного рекрутинга иликак управлять текучестью персонала
Сейчас я хочу показать взаимосвязь источников трафика (или
каналов привлечения) кандидатов и показателей текучести персонала.
Оцените ценность данной задачи: текучестью можно управлять
на этапе подбора. Зная показатели каждого канала, мы можем развивать наиболее
эффективные каналы / источники и предсказывать как стаж конкретного кандидата,
так и потребности персонала на текущий период (естественно, не только на основе
только фактора канал привлечения / источник трафика).
Если вам неинтересна статистика и вычисления, то переходите
сразу к выводам внизу.
Итак
На момент анализа в исследовании приняло участие 900 респондентов.
В опросе были заложены такие каналы привлечения / источники трафика кандидатов:
В правой колонке сразу обозначение в программе
Знакомые
|
friend
|
259
|
29,2%
|
Социальные сети
|
sm
|
30
|
3,4%
|
Джоб сайты
|
jobsites
|
261
|
29,4%
|
Объявление в газете
|
paper
|
41
|
4,6%
|
Раздел Вакансии компании (карьерный
портал)
|
cariersite
|
29
|
3,3%
|
Работодатель сам вышел на Вас
|
direct
|
156
|
17,6%
|
Вы обратились непосредственно в саму
компанию (отдел кадров и т.п.)
|
self_direct
|
52
|
5,9%
|
Кадровое агентство
|
KA
|
32
|
3,6%
|
Центр занятости
|
Center_job
|
5
|
0,6%
|
другое
|
etc
|
23
|
2,6%
|
Из рассмотрения сразу исключу поинт «Центр занятости» и «Другое»
- мало наблюдений (Вопрос спорный, но я не хочу просто раздувать обсуждение).
Результаты
Сначала две таблицы. В первой таблицы приведены описательные
статистики по каждому каналу привлечения (т.е. например, среднее значение
показывает, сколько в среднем кандидат проработал у работодателя, придя в
компанию через данный канал привлечения. И т.д..) Во второй таблице приведены
показатели критерия Манн Уитни, показывающие значимость различий показателей
стажа между источниками трафика кандидатов (значимость принимаем на уровне 0,
05. Т.е. например, показатель в верхней левой ячейке 0,0006686 говорит о
значимости различий в стаже работников между каналами «Знакомые» и «Социальные
сети». Смотрим в первую таблицу на медиану и среднее и понимаем, какой канал
привлечения дает больший стаж или, что тоже самое, меньшую текучесть
персонала).
Таблица №2. Описательная статистика каналов привлечения.
min
|
1-й квартиль
|
медиана
|
среднее
|
3-й квартиль
|
max
|
|
Знакомые
|
2
|
13,5
|
29
|
43,68
|
64
|
211
|
Социальные сети
|
1
|
5,25
|
15,5
|
19,83
|
32,75
|
56
|
Джоб сайты
|
1
|
9
|
17
|
25,16
|
35
|
150
|
Объявление в газете
|
2
|
10
|
31
|
34,24
|
42
|
124
|
Раздел Вакансии компании (карьерный
портал)
|
3
|
7
|
15
|
24,48
|
31
|
148
|
Работодатель сам вышел на Вас
|
1
|
11
|
25,5
|
39,29
|
47,25
|
348
|
Вы обратились непосредственно в саму
компанию (отдел кадров и т.п.)
|
2
|
11,75
|
33,5
|
59,92
|
83,75
|
255
|
Кадровое агентство
|
2
|
16,5
|
35
|
48
|
49
|
183
|
Таблица №3. Показали критерии Манн Уитни (тест Ливиня не дает нам использовать дисперсионный анализ и множественные сравнения TukeyHSD)
Знакомые
|
Соц сети
|
Джоб сайты
|
Объявление в газете
|
Раздел Вакансии компании (карьерный
портал)
|
Работо
датель сам вышел на Вас
|
|
Знакомые
|
1
|
|||||
Социальные сети
|
0,000669
|
1
|
||||
Джоб сайты
|
7,37E-09
|
0,3329
|
1
|
|||
Объявление в газете
|
0,3258
|
0,03214
|
0,03205
|
1
|
||
Раздел Вакансии компании (карьерный
портал)
|
0,002502
|
0,6436
|
0,6974
|
0,06448
|
1
|
|
Работодатель сам вышел на Вас
|
0,03394
|
0,01672
|
0,00582
|
0,833
|
0,07613
|
1
|
Вы обратились непосредственно в саму
компанию (отдел кадров и т.п.)
|
0,5028
|
0,0045
|
0,00116
|
0,217
|
0,01708
|
0,0987
|
Кадровое агентство
|
0,8542
|
0,00756
|
0,00664
|
0,3887
|
0,02158
|
0,2627
|
Диаграмма № 1 Диаграмма рассеяния значений стажа кандидатов в зависимости от канала привлечения / источника трафика
В качестве предварительных результатов предлагаю обратить
внимание на показатели каналов «Джоб сайты» и «Социальные сети».
Регрессионный анализ
Самое вкусное
Coefficients:
Estimate Std. Error t value Pr(>|t|)
(Intercept) 25.1609
2.4149 10.419 < 2e-16 ***
Карьерный портал -0.6782 7.6364 -0.089 0.929257
Работодатель напрямую 14.1340 3.9482 3.580 0.000363 ***
Знакомые 18.5225 3.4217
5.413 8.05e-08
***
КА 22.8391
7.3072 3.126 0.001835 **
Газеты
9.0830 6.5539 1.386 0.166146
Работник напрямую 34.7622 5.9246 5.867 6.33e-09 ***
Соцсети
-5.3276 7.5210 -0.708 0.478916
Это коэффициенты уравнения регрессии (R^2 = 0.06734, но он значим),
коэффициент регрессии (на английском Estimate ) означает следующее: на такое
количество месяцев работник держится в организации больше или меньше в
сравнении с тем, как если бы он узнал о вакансии через Джоб сайт. Т.е.
например, кандидаты, пришедшие в компанию через Кадровые агентства работают в
компании на 22 месяца дольше, чем те, кто пришел через Джоб сайты (но показатель
значим только при Pr(>|t|) меньше 0, 05, эти
показатели отмечены звездочкой). Я, правда, делал регрессию с выбросами, поэтому точность не самая лучшая, но конечные результаты будут подведены с учетом анализа выбросов. Самый высокий показатель у прямых обращений
людей в компанию.
В нашем исследовании есть еще один интересный вопрос, имеющий
непосредственное отношение к данному материалу:
Были ли у Вас хорошие знакомые в компании на момент трудоустройства?
Создаю регрессионное уравнение с двумя переменными и сразу закладываю
взаимодействие двух этих факторов (для неспециалистов поясню: взаимодействие
факторов – синергетический эффект, где общее воздействие больше простой суммы)
Estimate
Std. Error t value Pr(>|t|)
(Intercept) 25.0750 2.5050
10.010 < 2e-16 ***
Карьерный портал 0.6942
8.0125 0.087 0.930975
Работодатель напрямую 13.7455
4.3758 3.141 0.001741 **
Знакомые 16.4667 4.6865
3.514 0.000466 ***
КА 26.3536 7.7500
3.400 0.000705 ***
Газеты 8.5000 6.6277
1.282 0.200023
Работник напрямую 23.0019
6.7001 3.433 0.000626 ***
Соцсети
-5.2750 8.1558
-0.647 0.517951
Наличие знакомого 5.3368 9.7399
0.548 0.583888
Кар портал + -17.7727 25.5891
-0.695 0.487537
Работодатель напрямую + -3.4393
12.0977 -0.284 0.776254
Знакомые + -1.8537 10.9476
-0.169 0.865579
КА + -32.7653 22.9164
-1.430 0.153155
Работник напрямую + 49.0863
16.0930 3.050 0.002359 **
Соцсети + -2.8868 23.0568
-0.125 0.900394
Multiple
R-squared: 0.08993, Adjusted R-squared: 0.07471
F-statistic: 5.908 on
14 and 837 DF, p-value: 3.597e-11
Пункты со знаком плюс означают синергетический эффект от взаимодействия
фактора канала привлечения и наличия хорошего знакомого в компании (т.е.
например, если взаимодействие фактора Карьерный портал и наличие хорошего
знакомого не обладает синергетическим эффектом (значимость - 0.487537))
R^2 выше и = 0,
08993, т.е. модель более пригодна.
Содержательно она означает следующее: более качественными (если понимать
под качеством текучесть персонала или средний срок жизни в компании) в
сравнении с Джоб сайтами являются такие каналы привлечения кандидатов, как
- Прямой поиск работодателя (сами рекрутеры) + 13 месяцев (важно!: сами цифры еще достаточно условны, более точные результаты мы получим после завершения опроса, но и в этом случае вы должны помнить, что это общие результаты, а не результаты вашей компании);
- Через знакомых + 16 месяцев;
- Когда кандидат выходит напрямую на компанию + 23 месяца;
- Кадровые агентства + 26 месяцев (и это реабилитирует их в моих глазах – это говорит о качестве).
Синергетический эффект же проявляется только в одном случае: если
работник напрямую сам обращается в компанию и имеет при этом хорошего знакомого
в компании. Это дает компании плюс 49 (!!!!!) месяцев работы.
Я бы сказал так: этот результат – лучший аргумент в пользу развития HR-бренда.
Буду рад услышать ваши интерпретации полученных результатов (я думаю,
что у вас будут свои интересные объяснения полученным результатам, в т.ч. по тем, что я не упомянул, не стал рассматривать). И
напоминаю, что опрос продолжается!
Эдуард, анализ потрясающий и заставляет задуматься. Один вопрос - данные о категориях респондентов. Понятно, что это скорее всего служащие, но какого уровня специалисты?
ОтветитьУдалитьЯ отвечу так: безусловно, я не могу претендовать на репрезентативность выборки, т.е. отношения респондентов не соответствуют общей совокупности работников, но при этом я смотрел влияние факторов "отрасль" и "позиция" (HR, юрист, продажник и т.п.) и не выявил значимых различий. Вполне допускаю, что ситуация изменится после того, как проголосуют больше участников
УдалитьЭдуард, скажите, пожалуйста, сколько времени у Вас ушло на такой анализ? :) 30 минут? 1 час 2-3 часа или больше?
ОтветитьУдалитьСветлана, хороший вопрос!)
УдалитьВ анализ входят пункты:
разработка дизайна исследования, создание опроса
сбор данных
далее мы "очищаем" данные. В моем случае например это - удалить те, что явно не корректные, например, когда дата увольнения ранее даты приема. Далее я считаю стаж - все вместе это чуть менее часа
Далее я формирую файл для отправки в R или SPSS
а там далее уже играюсь... от часа...
Эдуард, спасибо. Очень интересное исследование. Недавно сдавал эконометрику в ВУЗе и думал как же ее можно применить на практике. Вы ответили на мой вопрос)) Теперь понимаю в каком направлении можно двигаться.
ОтветитьУдалитьКамиль, вот такие комменты как ваш заставляют меня двигаться вперед.
УдалитьОбещаете делиться своими исследованиями?
Впечатляет!!! Очень очень круто!
ОтветитьУдалитьНе все понятны формулы, но понятны результаты исследования.
Эдуард, мне очень импонирует ваш подход к процессам управления персоналом через цифры.
Спасибо за исследования!
С результатами согласна (на интуитивном уровне), т.к. сама статистику такую не проводила...а стоит
Тюрикова Наталья
спасибо, Наталья!
Удалитьочень приятно! Статистику можно по своей компании собрать!)