Пост - резюме задач, решаемых HR-аналитикой. Резюме это сделано на
основе
- Западных кейсов;
- Российской практикой;
- Кейсов машинного обучения и искусственного интеллекта из других областей.
Он-лайн курсы по HR-аналитике
- Принципы создания HR-дашбордов в excel
- Принципы создания и анализа корпоративных опросов
- Текучесть персонала по-новому: расчет среднего срока жизни в Excel
- Он-лайн курс "Введение в R для HR"
Это не значит, что российский рынок вот-вот начнет решать эти задачи HR-аналитики. Скорее не вот-вот. Но если ваша компания двигается в сторону HR-аналитики, вы будете решать эти задачи. В этой статье также нет единой классификации задач HR-аналитики. Ближе к такой классификации – хронология развития HR-аналитики. Время возникновения HR задач в аналитике, от более простого (но не менее важного), к более сложному. Также для классификации задач HR аналитики использовал методы аналитики.
Тем, кто в теме HR-аналитики, предложил бы использовать этот пост как дорожную
карту развития HR-аналитики
в компании. Пост получился объемным, несмотря на то, что я очень кратко старался описать все задачи, поэтому я даю вначале перечень задач HR-аналитики, и вы можете ограничиться прочтением только его:
- Прогноз эффективности работников
- Валидизация инструментов оценки
- Прогноз текучести персонала
- Воронка подбора
- Оценка эффективности рекрутинговых компаний / оценка источников трафика
- Работа со студентами
- Fraud / мошенничество
- Прогноз аварий
- Оценка эффективности обучения
- Создание рекомендательных систем в области обучения персонала
- Управление знаниями
- Создание команд
- Внутренний рекрутинг, кадровый резерв, лидерство
- Рекомендательные системы карьерного роста / профориентация
- Workforce planning
- Вовлеченность персонала
- Мотивация персонала
- Анализ организационной системы через анализ графов
Итак,
1. Прогноз эффективности работников
Это самая очевидная, понятная, простая для понимания задача HR-аналитики. У нас есть
управляемая переменная (продажи, производительность, KPI работника) и
данные о нем, которые мы чаще собираем при приеме: образование, предыдущий опыт
работы, социально-демографические характеристики, привычки, данные тестов
способностей и психологических опросников, заключения рекрутеров, службы
безопасности, непосредственного руководителя, информация социальных сетей и т….
Мы строим уравнение регрессии / классификации, получаем модель прогноза эффективности
работников и отвечаем на вопросы:
- Можно ли на основе собранных данных отбирать лучших / отсеивать неэффективных?
- Какие факторы значимы / не значимы в отборе эффективных / не эффективных
- Насколько точна модель отбора?
Главная проблема реализации этой задачи HR-аналитики в России – непонимание задачи
HR-ами. Из технических
проблем: трудоемкость сбора данных. Это проблема глобальная по отношению ко
всем задачам HR-аналитики,
не списывайте все отсутствие BI-систем
и проч. Если нет в голове, в попе системе не прибавится. Из
методологических проблем на сегодня стоят такие:
Мы снимаем фактически только генетические (или стабильные) факторы
работника. Какова их доля в объясненной дисперсии эффективности? Очевидно, что
на эффективность влияют много других факторов: конъюнктура на рынке, политики
компании. Это независимые от работника показатели. Но есть эффект командного
взаимодействия – отношения в коллективе, с руководителем, стилистические
особенности и т.п. Поэтому тональность многих западных текстов про HR-аналитику стала смещаться в оценку влияния командного
взаимодействия (и любого взаимодействия) на успешность.
Часто у нас просто нет объективного показателя эффективности
работника, мы пользуемся субъективной оценкой руководителя – KPI. Поэтому подзадачей стоит оценка
смещения – bias – оценки руководителем подчиненного и учет этого в модели.
2. Валидизация инструментов оценки
Специфическая HR-арная задача HR-аналитики, поскольку
она просто часть вышеуказанной задачи HR-аналитики по прогнозу эффективности работников. Но поскольку в
голове HR несколько разделов, один отвечает за задачу прогноза
эффективности, а другой за проведение ассессмент центра, то выделяю эту задачу HR-аналитики в отдельную и предлагаю
ее решать даже самой первой: мы должны ответить на вопрос, насколько
используемые нами инструменты оценки персонала (тесты, опросники, ассессмент
центры и т.п.) позволяют что-то предсказывать про работников (эффективность,
текучесть и т.п. работников).
И соответственно получаем ответ на вопрос: оставляем
инструмент в нашей практике или выбрасываем на свалку.
3. Прогноз текучести персонала
Судя по количеству упоминаний задача HR аналитики по
управлению текучестью персонала самая популярная. И я, как HR-аналитик, соглашусь. Поскольку:
задача управления текучестью не столь однозначная в методах решения, мы можем
рассматривать ее как задачу регрессии, классификации и дожития. Кроме того,
методологически многие hr-аналитики
считают достаточным для анализа фиксацию некоторых фактов (типа обновление
резюме в Линкедине) для прогноза текучести работника. Я считаю задачу HR-аналитика в прогнозе
текучести более сложной: мы должны «снимать» факторы, ведущие к тому, что
работник обновил свое резюме. Обновление резюме это уже следствие принятия
решения. Это уже констатация факта.
В текучести персонала велика доля динамических факторов
(таких как отношения с руководителем, в коллективе и т.п.) в отличие от
стабильных (социально демографические, данные тестов и т.п.), и нам еще
предстоит задача кристаллизации подходов по созданию моделей прогноза текучести
персонала на основе динамических факторов.
В эту же задачу HR-аналитики я отнесу
задачу адаптации персонала. В качестве управляемой переменной мы фиксируем «прошел
/ не прошел» период адаптации и строим уравнение классификации.
4. Воронка подбора
Процесс подбора персонала от первого контакта до первого
рабочего дня составляет несколько этапов, на каждом из которых часть кандидатов
«отваливаются». Задачей HR-аналитики
является определение факторов, влияющих «отвал» / % конверсии кандидатов.
Причем, решение «отвалиться» может принять как компания (например, финальное
собеседование непосредственный руководитель = кандидат, мы строим уравнение
классификации, где «1» - руководитель принял позитивное решение о приеме и «0»
- отказал в приеме, а рекрутеры могут понять, кого изначально не приглашать,
ибо не судьба), так и сам кандидат (и тогда мы строим уравнение – «1» -
кандидат принял приглашение компании, «0»- отклонил).
Под факторами можно понимать как данные работника, так и
политики компании, характеристики процессов компании (источники трафика,
действия рекрутеров, служб компании, геомаркетинг и т.п…), что позволяет
оптимизировать / увеличить конверсию кандидатов и снизить затраты на подбор
персонала.
5. Оценка эффективности рекрутинговых компаний / оценка источников трафика
Эта задача HR-аналитики
опять же – часть / или подзадача вышеуказанной, но в наших условиях можно
начинать с более простых задача. Мы собираем данные о том, как кандидат /
работник узнал о вакансии / компании и отвечаем на вопросы:
Сколько кандидатов откликнулось на конкретную кампанию,
считая бюджет / затраты на одного привлеченного кандидата, сравнивая с
затратами других источников (просто? Ну посчитайте и покажите);
Как источники трафика влияют на бизнес показатели
(эффективность, текучесть и т.п.) – это более глубокая и интересная задача HR-аналитики
6. Работа со студентами
Данная задача HR-аналитики – дань промышленным предприятиям, предприятиям энергетики и
т.п. Задача прогноза эффективности и текучести персонала больше распространена
в продающих компаниях / банках и т.п. Как цикл «оборачиваемости» персонала
короче, чем в промышленности, добыче сырья.
Но ошибки персонала не перестают быть ошибками персонала.
Поэтому для промышленных компаний задача прогноза эффективности смещает свои
акценты: думаю, что в первую очередь выступает задача работы со студентами,
чтобы прогнозировать издалека, будет ли данный студент эффективен, как долго он
проработает в каком-нибудь поселке в Сибири и т.п.. Необходим ретроспективный
анализ в первую очередь, но также сейчас нужно понимать, какие данные собирать,
какие процедуры оцифровывать.
Эта задача HR-аналитики
является также частью глобального процесса workforce planning.
7. Fraud / мошенничество
HR-аналитик
может решать ее как задачу классификации или задачу дожития – время отказа работника.
Достаточно стандартная задача HR-аналитики: «своровал / не своровал» или «когда своровал»,
ибо время тоже играет, наверное, роль, мы можем оценить влияние этого фактора
на мошенничество. Возможна также постановка задачи: уровень потерь по магазинам
в зависимости от политик компании – наличие видеокамер, рамок, количество
охранников, коллектив и т.п.. (обсуждаю такую задачу с одним ритейлером). Серьёзных
кейсов в России я не видел, что не исключает их важности.
8. Прогноз аварий
Задача HR-аналитики
для промышленных предприятий, предприятий энергетики, добычи сырья и т.п.. Решается
аналогично задачи HR-аналитики
с мошенничеством, только в качестве управляемой переменной мы цифруем: «1» -
совершил аварию / «0» - не совершил аварию, а также «как быстро пришел к
совершению аварию», как выше в кейсе.
Под аварией может любой инцидент, например, не следование
технологической инструкции / карте и т.п.
У меня в практике был такой кейс, данных было крайне мало,
но мы смогли выявить интересный факт – я назвал это «эффект шофера». Работники
совершали аварии не в начале карьеры, как ожидал, а спустя примерно 1,5 года
работы.
Эта задача HR-аналитики
на стыке с задачами технологической аналитикой, поскольку человеческий фактор
только часть причин аварий / инцидентов.
9. Оценка эффективности обучения
Одна из самых сложных задач HR-аналитики. Классическая схема:
зафиксировали бизнес показатели ДО обучения (банально: продажи), провели
обучение, «сняли» показатели ПОСЛЕ, посчитали эффект – встречается крайне редко
в реальной жизни, необходимо очищать эффект от влияния других факторов, а кроме
того, сложно ожидать значительного эффекта от кратковременного обучения. Ну
просто житейская логика: человек приходит обычно состоявшейся личностью в
компанию, ему что-то преподают за три дня, и он как попер попер, верно?
Тем не менее, парный критерий Стьюдента / Вилкоксона должен
быть в арсенале hr-аналитика.
10. Создание рекомендательных систем в области обучения персонала
Создание рекомендательных систем набирает популярность в HR-аналитике, и самое
очевидное применение – создание рекомендательных систем в обучении. Но в HR-аналитике есть своя специфика: у нас нет задачи продать книги,
как в Amazon или фильмы в Netflix,
а выбирать лучший контент, лучших создателей контента и лучших тренеров /
тюторов / коучей. И не от всех, а от эффективных исполнителей.
Само внедрение рекомендательных систем предполагает развитую
систему обратно связи в компании: от процедур до культуры. Как показывает
практика, с чем я уже столкнулся, чаще всего на обратной связи нельзя построить
ни одной внятной рекомендательной системы: работники чаще такое ставят и пишут «лишь
бы отстали». И это будет в итоге проблемой HR-аналитика.
11. Управление знаниями
Развитая система создания контента и обратной связи по
обучению / развитию позволяет классифицировать / разносить HR-аналитикам по разделам этот
контент. Я пока не вижу здесь прорывов, но вполне допускаю, что возможны
инсайты в сравнении с ожиданиями специалистов по управлению знаниями (они же «эксперты»)
и тем, что покажет машина. Тем более, машина может показать ситуацию с
развитием контента в динамике по времени.
Плюс, смотри выше, будут создаваться различные
рекомендательные системы для
12. Создание команд
Тему командности в HR-аналитике сделали исследования в Google, но там строили простое уравнение
регрессии: измеряли эффективность команд, замеряли факторы команды (от
численности команды до характеристик отношений), а потом считали уравнения.
Я не думаю, что этот подход HR-аналитики будет популярным – очень сложно
найти такое количество команд, которые можно равноправно сравнивать между
собой. Можно понимать, конечно, филиалы банка под командой, но если речь идет
об эффективности командной работы в IT компании, то путь регрессии тупиковый:
непонятно, как измерять эффективность команд, да еще с той вводной, что команды
работают над разными задачами.
Поэтому в ближайшее время мы увидим развитие рекомендательных
систем в создании команд HR-аналитиками.
Недавно один «гуру» рынка «исследовал» тему оценки персонала
по методу 360 градусов. Потом вышла пафосная статья, в которой методу оценки
персонала 360 градусов вынесли «приговор»: не рабочий этот метод. В этом смысле
я хочу обратиться к HR-ам:
если у вас есть / сохранились данные оценки 360 градусов, мы можем сделать из
этих результатов рекомендательную систему по созданию команд в вашей компании. Единственная
проблема (и самая важная): работники ставят оценки по принципу «быстрей
заполнить» и «отвяжитесь уже от нас». Поэтому метод 360 не единственныйв
ассортименте HR-аналитиков,
необходимо развивать систему обратной связи коллегами друг другу, даже
переписку в почте буду использовать для создания команд. Ну в более широком
контексте – выявления подходимости работников друг другу. См. мой пост Netflix как система подбора персонала и создания команд
13. Внутренний рекрутинг, кадровый резерв, лидерство
По логике казалось бы, этот пункт задач HR-аналитики должен следовать за пунктом
про задачу прогноза эффективности работников. Но я вынес его после пункта о
создании команд, поскольку технологии внутреннего рекрутинга будут отличаться
от просто прогнозных моделей подбора персонала. О внутреннем кандидате у нас
больше информации, поэтому в данном случае мы решаем не просто задачу о
потенциальной эффективности в новой должности, сколько задачу HR-аналитики по поиску соответствующих
позиции скилсов / навыков у внутреннего кандидата + совместимость с потенциальным
руководителем. И если поиск скилсов / навыков это развитая информационная
система, где о кандидате много информации, в т.ч. той, что он сам о себе
сообщает, то совместимость это
рекомендательная система – см. выше.
14. Рекомендательные системы карьерного роста / профориентация
Эта задача HR-аналитики
будет решаться как внутри компании, так внешними ресурсами. Раджа Сенгупта уже
заявил такой внешний сервис, но я еще не видел, как это работает.
Для компаний рекомендательные системы карьерного продвижения
будут совмещаться HR-аналитиками
с рекомендательными системами обучения в компании и системами управления
знаниями. Фактически система будет рекомендовать набор действий в обучении /
развитии / достижении профессиональных результатов, чтобы достичь такой то
карьерной ступеньки. Либо другой набор действий для другой карьерной ступеньки.
На выбор работника. И этот выбор тоже классная задачка HR-аналитики.
Внешний сервис будет выстроен аналогичным образом, но
предполагает действия в более широком контексте нашей жизни. Здесь для анализа
люди будут оставлять свои следы по жизни.
15. Workforce planning
Тема эта сейчас на Западе очень модная среди HR-аналитиков. Воспринимается
как чуть ли не верхний уровень HR-аналитики.
Считается, что HR-аналитики
будут анализировать внешнюю срезу, внешние бизнес вызовы.
Я же уверен, вы можете считать цель построения системы HR-аналитики workforce
planning достигнутой, если вы реализовали предыдущие пункты:
- Модели прогноза эффективности / текучести персонала;
- Воронка подбора;
- Рекомендательные системы в обучении;
- Каналы привлечения;
- Рекомендательные системы кадрового резерва, внутреннего подбора, управления знаниями, карьерного роста.
И если ваши HR-аналитики
реализовали эти проекты, система workforce planning у вас уже есть.
16. Вовлеченность персонала
HR-аналитики
отходят от стандартных опросников в исследовании вовлеченности персонала.
Совсем недавно я опубликовал статью Вовлеченность персонала. Обзор подходов,
где подробнее описываю, куда двигается «вовлеченность персонала». Напишу здесь
только о том, что «вовлеченность персонала» будет обогащаться методами анализа
текста через анализ открытых вопросов, в т.ч. вопросов exit интервью. И
в более глубокой перспективе будет анализироваться текст обратной связи, в т.ч.
то, что я уже приводил выше: обратная связь по обучению, по 360 градусов.
В итоге вовлеченность персонала будет связана с performance review и
вышеупомянутыми рекомендательными системами.
17. Мотивация персонала
Это задача HR-аналитики
бесконечная как огонь и текучая вода, я дам только два важных штриха.
Компенсационное кафе – индивидуальные рекомендации опций
компенсаций. Модель проста: на работника есть бюджет, но система рекомендует
набор, который максимально мотивирует работника.
Медстраховка. HR-аналитики компании будут взаимодействовать с медицинскими
учреждениями и страховыми компании в глобальной системе управления здоровьем.
Система будет рекомендовать как лучшие методы лечения / профилактики, так и
лучший пакет медицинских услуг, который позволяет экономить деньги/ ресурсы компании
и работника. Это далеко и глобально, поэтому без деталей.
18. Анализ организационной системы через анализ графов
На сегодня в Мире, в т.ч. России несколько команд пытаются
извлечь выгоду из анализа сетей в компании. В России уже есть решение
Александра Ларионова. Видел западный
кейс про выявление «серых кардиналов» компании. Хотя думаю, что полезнее для HR-аналитики будут инсайты по
выявлению затыков / пробок прохождения потоков информации в компании и
искажении ее.
Резюме
Буду Вам благодарен, если Вы допишите пункты задач по HR-аналитики, выскажите свою критику, замечания, дополнения.
Семинар Аналитика для HR в Москве, даты ближайшего семинара - 13-14 апреля 2017 года
Семинар Аналитика для HR в Москве, даты ближайшего семинара - 13-14 апреля 2017 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий