Я уже предрекал смерть компетентностного подхода (на своем вебинаре Talent Analitycs / Bigdata HR (как показать влияние HR на бизнес показатели), на выступлении журнала Штата и т.п..
Если свести критику к одной фразе, то она выглядит так: машина прогнозирует лучше эксперта / человека.
Собственно, в этом суть технологий Больших Данных
В этом смысле очень интересную статью приводит Евгения Лурье Ложись, БОМБА, или Статистика Лучше Экспертов. Смысл статьи в следующим (цитирую Евгения):
И это нас ждет в компетентностном подходе и ассессмент центре.
А я хотел немного дальше пойти и сказать, что еще нас ждет в ближайшее время (что именно случится с ассессмент центром):
Если свести критику к одной фразе, то она выглядит так: машина прогнозирует лучше эксперта / человека.
Собственно, в этом суть технологий Больших Данных
В этом смысле очень интересную статью приводит Евгения Лурье Ложись, БОМБА, или Статистика Лучше Экспертов. Смысл статьи в следующим (цитирую Евгения):
"Любой самы простецкий математический способ объединения отдельных оценок в итоговую (даже банальное среднее) переигрывает консилиум крутых экспертов"Супер! Это вполне красиво укладывается в ту метафору, которую я задал на тех же выступлениях: я привел пример из книги Большие данные, где рассказывалось о том, что компания Амазон (наш Озон) отказалась от услуг экспертов литературных рецентзентов, которые писали рекомендации для совместных покупок (мы с этим встречаемся, когда после выбора той или иной книги в интернет магазине нам предлагают купить что либо еще). Прогнозы экспертов людей оказались хуже прогнозов машины: математический анализ оказался лучше с т.з. прогноза того, какие книги будут покупать читатели вместе со своим выбором. Машина приносила больше денег Амазону, чем эксперт.
И это нас ждет в компетентностном подходе и ассессмент центре.
А я хотел немного дальше пойти и сказать, что еще нас ждет в ближайшее время (что именно случится с ассессмент центром):
- Роль поведенческих индикаторов возрастет и станет цениться по смысловой нагрузке значительно выше самой компетенции, поскольку поведенческий индикатор и есть базовый поведенческий фактор / потенциальный предиктор, т.е. его значительно проще использовать в анализе
- Сами индикаторы станут бинарными - есть проявление поведения / нет проявление. Это связано с тем, что бинарная переменная в какой то мере поможет избежать искажений оценки экспертом / человеком. В силу математики даже многоуровневые индикаторы дают больше искажения.
- Компетенции будут выдумываться не экспертами, а создаваться на основе математических моделей / анализа - факторного, кластерного. И здесь нас ждут самое вкусные вкусности и сюрпризы для тех, кто любит погружаться в содержательные вещи, а не просто, как я простой цифровой монстр: предсказывает, а что за этим стоит - не важно.
- Изменится само наполнение понятия "поведенческий" индикатор. Вполне допускаю, что измерения будут происходить машинкой (анализ текста). Хотя это дело будущего, поскольку
- Для применения машинного анализа консалтинговые компании должны стать накопителями информации по ассессмент центрам и собирать данные по участникам ассессмент - центров: от социально - демографических характеристик, до будущего специалистов. И это позволит повысить "Святой грааль HR" - прогностичную валидность.
- Роль эксперта человека сведется к минимуму при интерпретации результатов, эксперт останется, видимо, только как фиксатор поведения оцениваемого. При этом процедуру будут выстраиваться таким образом, чтобы избежать вольностей интерпретации экспертом, ведущих к искажениям
- При таком подходе ассессмент-центр встроится в реальные бизнес процессы компании, и бизнес и HR будут интересоваться не только (и даже скорее не столько) индивидуальными показателями специалистов, а каков % проявления той или иной компетенции, поскольку на основе этого HR и/или бизнес сможет прогнозировать рост продаж или текучесть персонала.
- И самое главное: HR-ы наконец перестанут вести дурацкие разговоры о том, на каком языке надо с бизнесом разговаривать.
Это очень широкоми мазками, думаю, со временем, получив от вас пинков, напишу более развернутую статью.
Эдуард, спасибо. Крайне интересно. Остается вопрос воплощения. Ведь человек будет создавать компетенции (и индикаторы) на основе ценностей компании, какие области знаний и навыков компании нужно на данном этапе. А потом мы используем эти же 6-8 компетенций при подборе. Когда чел уже в строю, мы оцениваем его по ним же. Ставим задачи по развитию тех,или иных компетенций. Разумеется, при наличии базы (истории оценки...) мы можем все уже считать и прогнозировать. Но без человека не обойтись. Возможно, ответ на мои сомнения есть в книгах, которые Вы упомянули? заранее спасибо
ОтветитьУдалитьАндрей, а как узнать, каковы ценности компании?
УдалитьЯ не уверен, что ценности компании - то, на что укажет Биг Босс
И со знаниями не все в порядке...
поэтому я бы поестерегся выдвигать человека как априорного оценщика ценностей компании