.

Сделать репост в соц сети!

суббота, 31 мая 2014 г.

Генеральный штаб как учебный центр (или еще раз о культуре обучения)

Читаю биографию Бисмарка американского автора Джонатана Стейнберга
Арден Бухольц в исследовании о Мольтке:
"Прусская армия научилась учиться...прусский генеральный штаб и армия стали пионерами в сфере предметного и системного познания"
Для меня это замечание ценно тем, что при чтении Клаузевица я написал пост, в котором сравнивал его с фон Берталанфи - Клаузевица можно назвать родоначальником системного подхода в не меньшей мере, чем Берталанфи
см. например мои посты
Клаузевиц как предвестник системного подхода
Карта полководца
Надо отметить, что офицеры Генерального штаба Германии были глубоко образованными людьми. Не помню, кто точно, но то ли Мольтке старший, то ли младший занимались переводами с латинского языка. И что важнее, была создана культура мышления, культура обучения, культура деятельности. И лучшую оценку генеральному штабу Германии дал Сталин (см мой пост Стоила ли дружба Черчилля и Сталина 50-ти тясч немецких офицеров?) Цитирую Черчилля:
"Сталин, как рассказывает Гопкинс, сильно меня «поддразнивал», но я принимал это спокойно до тех пор, пока маршал в шутливом тоне не затронул серьезного и даже жуткого вопроса наказания немцев. Германский генеральный штаб, сказал он, должен быть ликвидирован.
Вся сила могущественных армий Гитлера зависит примерно от 50 тысяч офицеров и специалистов. Если этих людей выловить и расстрелять после войны, военная мощь Германии будет уничтожена с корнем."
Неплохая оценка работы? Заметьте, Сталин говорит не просто о Генеральном штабе, а о прослойке людей: недостаточно уничтожить организацию генерального штаба, надо уничтожить самих людей, чтобы они не смогли воспроизвести эту форму организации. Лучшая оценка для врага!

Комментариев нет:

Отправить комментарий