Автор перевода Анна Шинкаренко, Translator HR в G1 Entertainment, LLC (переводчик департамента по работе с персоналом в ООО "Джи1 Интертейнмент"), профиль в фейсбуке. Это второй перевод Анны в нашем проекте, см.также
Будущее работы глазами Google: роботы для обеспечения конфиденциальности и надувные стены
Компания, которая популяризировала open space планировку офисов и одной из первых начала предлагать сотрудникам различные «плюшки» (employee perks), в настоящее время занимается реорганизацией рабочего пространства для решения проблем, которые «подарила» нам пандемия.
Город Маунтин-Вью, штат Калифорния (MOUNTAIN VIEW, Calif). — Первый офис Google находился в Кремниевой долине, в захламленном гараже, где столами служили доски, положенные сверху на козлы для распилки дров.
В 2003 году спустя пять лет после основания компания переехала в просторное офисное пространство под названием «Гуголплекс» (Googleplex). Просторные открытые офисы и необычное общее пространство задали стандарт того, как должен выглядеть инновационный офис. Со временем количество бенефитов для сотрудников продолжало увеличиваться. Питание стало бесплатным, как и автобусы с и до места работы: было легко добираться до офиса и проводить там весь день.
Теперь компания, которая когда-то изменила и вывела на качественно новый уровень отношение работодателя к своим сотрудникам, пытается изменить и переделать само офисное пространство. В условиях завершения пандемии Google создает рабочее пространство для сотрудников, которые за последний год привыкли работать из дома и больше не хотят находиться в офисе постоянно.
Руководство компании рекомендует (но не обязывает) сотрудникам пройти вакцинацию до возвращения в офис, что произойдет предположительно в сентябре. Сначала интерьер в офисах Google никак не изменится. Но в течение следующего года планируется сделать новый дизайн офисов на площади в сотни тысяч квадратных метров, что приблизительно составляет 10% от площади офисов компании по всему миру.
Эти планы основаны на работе, которая началась еще до того, как ситуация с коронавирусом отправила всех сотрудников Google по домам. Для проведения исследования компания собрала группу из различных (diverse) представителей, в которую в том числе входили социологи, изучающие поколение Z и способы социализации и обучения старшеклассников. Исследование заключалось в том, чтобы определить потребности работников будущего.
Похоже, что ответ – это смесь Ikea и Lego. Вместо рядов столов и однотипных переговорных комнат Google создает Team Pods (капсулы). Каждая капсула как чистый лист: стулья, столы, белые доски и шкафы на колесиках можно перемещать и располагать по-разному, а также полностью изменять обстановку в течение нескольких часов.
Согласно новой концепции переговорные комнаты Google должны быть похожи на посиделки у костра, чтобы и те, кто присутствует на встрече лично, и те, кто разговаривает по видеосвязи, чувствовали себя полноправными участниками разговора.
Для обеспечения комфортного взаимодействия между работающими удаленно и теми, кто находится в офисе, компания также разработала новый дизайн переговорных комнат, которые получили название Campfire. Внутри таких комнат присутствующие садятся в круг, а между ними находятся большие экраны, на которых идет трансляция по видеосвязи с теми, кто работает удаленно. Концепция внутреннего пространства переговорок основана на посиделках у костра (Campfire), отсюда и название. Таким образом, все работники могут чувствовать себя полноправными участниками встречи.
В различных локациях по всему миру Google строит рабочие зоны на открытом воздухе, так как есть опасение, что коронавирус легче распространяется в помещениях. В штаб-квартире, расположенной в Кремниевой долине, где практически круглый год хорошая погода, компания превратила парковку и прилегающие лужайки в лагерь Чарлстон (Camp Charleston). Он представляет собой огороженный забором деревянный настил, перемежающийся травяным газоном, размером с четыре теннисных корта и с доступом к Wi-Fi на всей территории.
Новое пространство на открытом воздухе для проведения встреч в штаб-квартире Google в г. Маунтин-Вью.
Столы и стулья стоят под открытым тентом. В больших палатках есть зоны для переговоров, оформленные в калифорнийском стиле с элементами местной природы, а также самое современное оборудование для видеоконференцсвязи. У каждой палатки есть свое тематическое название, связанное с лагерем. Например: растопка (kindling), смор (s’mores) и каноэ (canoe). Лагерь Чарлстон был открыт в марте для всех сотрудников, кто хочет встретиться и пообщаться. В Google заявили, что строительство таких рабочих пространств на открытом воздухе планируется в Лондоне, Лос-Анжелесе, Мюнхене, Нью-Йорке, Сиднее и, возможно, в ряде других филиалов компании.
Сотрудники могут вернуться на свои обычные рабочие места и приходить на работу по графику, согласно которому в офисе не будут одновременно находиться те, чьи столы расположены рядом.
Google экспериментирует с дизайном новых рабочих пространств в своих филиалах по всему миру. То, что на фото, называется Лагерь Чарлстон.
Несмотря на то, что корпоративная культура компании предполагает некую свободу, регулярное посещение офиса всегда было одним из непреложных правил.
«Это одна из главных причин, почему Google начал предлагать сотрудникам щедрые преимущества», – считает писательница Эллисон Арифф, специализирующаяся на архитектуре и дизайне, а также на изучении корпоративных кампусов. «Компания может содержать сотрудников в своем кампусе сколько угодно, и таким образом персонал всегда присутствует на рабочих местах», – написала Арифф в издании New York Times в разделе «Мнения».
Но так как со временем штат Google стал превышать 100 000 сотрудников по всему миру, зачастую было невозможно организовать их личное взаимодействие. Сотрудникам стало сложнее сосредоточиться в условиях open space офиса. Компания переросла свою давнюю установку.
Мишель Кауфманн, возглавляющая команду по созданию идей и концепций для новых офисов Google.
В 2018 году подразделение Google, занимающееся объектами недвижимости компании, начало разрабатывать планы по изменению рабочего пространства. Было также задействовано подразделение компании по исследованиям и разработкам для создания «искусственной среды» (built environments). В итоге команду, состоящую из архитекторов, промышленных дизайнеров и дизайнеров интерьера, инженеров-проектировщиков, строителей и технических специалистов, возглавила Мишель Кауфманн, которая работала с известным архитектором Фрэнком Гери до прихода в Google десять лет назад.
Фокус внимания был направлен на три тренда: работать можно где угодно, а не только в офисе; потребности и ожидания работников от рабочего места постоянно меняются; рабочие места это не просто столы, комнаты для переговоров и какие-то бытовые удобства.
«Такой мы представляли организацию рабочего процесса лет через 10, но коронавирусный кризис привел нас в это будущее уже сейчас», - справедливо отметила Мишель Кауфманн.
Система отопления и вентиляции в офисе научно-исследовательской лаборатории Google, благодаря которой воздуховоды можно легко перемещать и изменять под новый дизайн.
Два неподвижных элемента в дизайне офиса – это стены и системы отопления и вентиляции. Google пытается изменить и это. Компания разрабатывает различные подвижные стены, которые можно разобрать, упаковать и отправить в офисы по всему миру.
У них также есть прототип системы воздуховодов на тканевой основе, которые можно закреплять с помощью молнии и перемещать, например, на выходных для организации другого рабочего места. Google к тому же нашел способ положить конец спорам из-за температуры в помещении. Эта система позволяет каждому самому настраивать направление и количество поступающего воздуха благодаря индивидуальному диффузору на рабочем месте.
Если встреча носит конфиденциальный характер, используется робот, который внешне похож на внутренности компьютера на колесиках. Благодаря специальным датчикам он сканирует пространство вокруг себя и в случае необходимости провести встречу без посторонних надувает прозрачную целлофановую стену.
Видео Надувная стена, которая используется в ситуациях, требующих большей конфиденциальности. Фото и видео Кейси Клиффорд для New York Times
«Важная составляющая нашей концепции – это уход от традиционного восприятия офиса», – объяснила Мишель Кауфманн.
Цель компании также состоит в том, чтобы снизить влияние отвлекающих факторов. Например, для устранения бликов были созданы различные перегородки в форме листьев, называемые «лепестками», которые крепятся к краю стола. А для заглушения посторонних звуков в офисных стульях есть динамики в подголовнике, которые воспроизводят белый шум.
В Google также подумали и о тех, кому больше не нужно рабочее место на постоянной основе, и придумали типовые столы, которые подстраиваются под личные предпочтения сотрудника. Всего одно касание бейджа – и меняется высота и наклон монитора, на дисплей выводятся семейные фотографии, и даже настраивается нужная температура воздуха. Это очень удобно для сотрудников, у которых нет закрепленного за ними рабочего стола, так как они не часто появляются в офисе.
Видео - «Свободный стол» (hot desk), который подстраивается под персональные предпочтения работника по касанию бейджа
В самом начале пандемии «мысль о необходимости перевода организации, чей штат насчитывает более 100 000 человек, на удаленную работу повергала в ужас, однако сейчас еще больше пугает то, что нужно придумать, как вернуть всех обратно в офис с соблюдением всех требований безопасности», – заметил Дэвид Рэдклифф, вице-президент Google по эксплуатации объектов недвижимости и созданию среды для работы персонала.
По словам Google, согласно существующей схеме расстановки в офисе можно использовать только каждый третий стол для того, чтобы рассадить людей на расстоянии двух метров друг от друга. Рэдклифф признал, что соблюдение двухметровой дистанции останется важным требованием в случае следующей волны пандемии или даже сезонного гриппа.
По его мнению, с психологической точки зрения сотрудники не захотят сидеть в длинном ряду столов. Кроме того, возможно, потребуется «разбавить» офисное пространство мебелью и растениями. По сути, компания отходит от многолетней open space концепции планировки офиса, популяризированной Кремниевой долиной, согласно которой размещение большого количества сотрудников в небольших помещениях и ограничение их личного пространства ведет к лучшему сотрудничеству.
Затраты на эксплуатацию и содержание зданий для компании не сильно изменятся. Хотя в офисе будет меньше сотрудников, им потребуется больше места.
Будут и другие изменения. В кафетериях компании, известных своим бесплатным питанием и обслуживанием, на смену шведскому столу придут ланчбоксы на вынос. Снеки будут в индивидуальной упаковке, а не лежать в открытом виде для общего пользования. Массажные кабинеты и фитнес-центры будут закрыты, а движение корпоративных автобусов будет приостановлено.
Небольшие конференц-залы превратятся в индивидуальные рабочие места, которые можно будет бронировать. В офисах будет только свежий воздух, поступающий через вентиляционные отверстия, контролируемые программным обеспечением для эксплуатации зданий, отойдя от привычного сочетания наружного и рециркуляционного воздуха.
В больших ванных комнатах планируется уменьшить количество раковин, унитазов и писсуаров и установить больше сенсорного оборудования, для использования которого не нужно прикасаться к поверхности руками.
Строительство нескольких новых зданий на территории кампуса Google в Маунтин-Вью штата Калифорния, которое должно завершиться уже в следующем году, предоставит компании больше возможностей для экспериментов с новой планировкой офисов.
Строительная площадка новой штаб-квартиры Google в Маунтин-Вью.
Google пытается понять, как сотрудники воспримут так называемый «гибридный формат» работы. В июле руководство компании задало сотрудникам вопрос относительно того, сколько дней в неделю им нужно проводить в офисе для эффективной работы. По словам Рэдклиффа, ответы разделились поровну в диапазоне от нуля до пяти дней в неделю.
Большинство сотрудников Google не спешат возвращаться в офис. В ежегодном опросе под названием Googlegeist около 70 процентов из примерно 110 000 опрошенных сотрудников заявили, что они положительно относятся к работе из дома, в сравнении с примерно 15 процентами, которые придерживаются противоположного мнения.
Согласно результатам, опубликованным в New York Times, еще 15% разделяют нейтральную точку зрения. Опрос был проведен в феврале, а результаты были объявлены в конце марта.
Многие сотрудники Google привыкли к тому, что теперь не нужно тратить много времени на поездки на работу, а можно уделять больше времени семье и жизни вне офиса. В компании, похоже, понимают, что сотрудники не очень хотят возвращаться к прошлой жизни.
«Баланс между работой и личной жизнью не означает питаться три раза в день в офисе, ходить в тренажерный зал и выполнять все свои дела там», – пишет Эллисон Арифф. «В конечном счете, люди хотят больше гибкости и свободы, и чем больше Google будет пытаться отнять у них это, тем сложнее будет».
Пространство для сфокусированной работы в капсулах Team Pods.
Филиалы Google есть в 170 городах и 60 странах по всему миру, и некоторые из них уже открылись. В Австралии, Новой Зеландии, Китае, Тайване и Вьетнаме офисы Google открылись с допустимой заполняемостью здания более 70 процентов. Но основная часть из 140 000 сотрудников, работающих в Google и его материнской компании Alphabet, находятся в Соединенных Штатах, причем примерно половина из них – в области залива.
Сундар Пичаи, генеральный директор Alphabet, в своем выступлении на конференции Reuters в декабре заявил, что компания взяла курс на внедрение гибридного формата работы, потому что это возможность для «огромного увеличения» производительности труда и трудоустройства большего количества людей.
«Ни одна компания нашего масштаба никогда полностью не переходила на гибридный формат работы. Будет интересно попробовать сделать это», — написал Пичаи в email-рассылке через несколько недель, объявив о введении гибкого режима работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий