определение менеджмента из книги "Классики менеджмента" издательства "Питер"
"Ключевой вопрос о том, “что такое менеджмент”, является на данном этапе вполне законным. Поэтому нам необходимо проанализировать не только суть менеджмента, но и его возможности. [more=далее]. Важными являются также и вопросы о том, представляет ли он собой связанную область знаний, каковы его основные элементы и где пролегают его границы. Однако простых и однозначных ответов на все эти вопросы не существует. Если мы и узнали что-нибудь в последнее время, так это то, что “одного-единственного наилучшего способа не существует”. В один прекрасный день возникло нечто, получившее название “научного менеджмента” (“научных методов управления”). При часть авторов, подобно Ф. Тейлору, считали, что они создают “науку” об управлении; другие же, подобно А. Файолю и Ч. Барнарду, обращались к “принципам” менеджмента. Аудитория, заинтересованная в появлении таких понятий, возникла по разным причинам: в частности из потребностей руководителей в “придании смысла” тому, что они делали, и стремлении к пониманию среды, в которой они работали. Если бы они преуспели в решении данной задачи, то получили бы более благоприятные возможности для формирования и контроля над управленческими процессами.
Проще говоря, менеджмент представляет собой видимые действия менеджеров. Таким образом, в этой области наблюдения возникли раньше теоретических построений. Практика породила теорию, а теория, в свою очередь, указала пути осуществления практики. В результате появилось много теоретиков менеджмента, которые значительную часть жизни посвятили практике управления, например, Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбреты, Ш. Бедо и А. Файоль, но при этом они написали множество книг и статей (по крайней мере в период до 1945 г.). Затем на авансцену вышли чистые ученые, и прежде всего, представители школ бизнеса, но их доминирование не было абсолютным. Некоторые из рассмотренных нами фигур, были крупными промышленниками, подобно Т. Бате, Г. Форду, М.Ибуке, А. Слоану, Р.Д.Р. Тате и некоторым другим, которые не только создали свои собственные способы управления предприятиями в Северной Америке или в других странах мира, но и смогли описать их в более или менее систематичной форме.
Мы попытались представить науку о менеджменте как совокупность теоретических и практических методов, накопленных с течением времени и нашедших выражение в научных работах конкретных людей. Таким образом, наше представление материала строится по биографическому принципу. Многие из людей, чьи биографии представлены в этой книге, сами или вместе со своими коллегами “стояли на плечах гигантов” или, другими словами, прямо или косвенно занимались развитием идей своих предшественников. В некоторых случаях конкретный вклад каждого из них был бы немыслим без усилий тех, кто жил и работал до них. Работы так называемых “гуру менеджмента” отражают социальный процесс, в ходе которого выдвигались некоторые новые идеи в сфере управления, и часто, хотя и не всегда, они применялись на практике самими же их создателями. Так как не все разделяют представление о существовании подобных “гуру”, то будет полезно дать объяснение того, как возникают и распространяются идеи менеджмента. В мире всегда существовало взаимодействие между индивидами и внешними условиями их существования. Многие люди были порождением своего времени, и лишь некоторые сами творили историю.
Ответ на вопрос о том, почему такие теории решающее значение зависит от того, в какой степени они легитимизируют то, что по мнению руководителей является “правильным с точки зрения менеджмента” и подходит их нуждам.
Новые идеи должны вытеснить появившиеся ранее и заменить общепринятые представления. Разумеется менеджеры ищут своего рода “чашу Грааля”; обычно для того, чтобы положить конец разделению в бизнесе на “нас” и на “них”, поддерживая “решения” направленные на создание индустриальной гармонии. Но поскольку ни одна теория не может разрешить все проблемы, поиск решения всегда представляет собой основной путь к “спасению”. Как отмечал А. Хажинский:*
С начала века гуру менеджмента играли главенствующую роль в создании, распространении и применении управленческих знаний. Чтобы объяснить их влияние, необходимо понять и природу управленческой деятельности, и потребности, которые она создает у тех, кто занимает руководящие позиции. Идеи, которые соответствуют их потребностям, с наибольшей вероятностью могут оказаться самыми популярными. Более того, сама природа менеджмента предполагает склонность людей данной профессии к обращениям к гуру для получения руководящих указаний, так как эти гуру одновременно разрабатывают и представляют подобные идеи, а также способствуют их практической реализации в организациях (Huczynski, 1997: 234).
Вне зависимости от согласия или несогласия с так называемой “концепцией гуру” в области менеджмента существуют несколько направлений, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. А. Хажинский выделяет шесть таких направлений (Huczynski, 1997: 234):
· бюрократия (Макс Вебер)
· научный менеджмент (Фредерик Тейлор)
· классический менеджмент (Генри Форд)
· человеческие отношения (Элтон Мэйо)
· новые человеческие отношения(Дуглас Макгрегор)
· теория гуру (Том Питерс/Розабет Мосс Кантер)
Популярность обеспечивает укрепление репутации; успех порождает успех. Итоговые результаты синтеза носят прагматический характер: их вклад покоится на приобретенной репутации в основной области менеджмента или в тех его областях, которые оказывают на них непосредственное влияние. Однако остается спорным, насколько широко при этом определяется понятие менеджмента, так как для одних оно представляется более общим, чем для других. Мы же используем скорее “вселенский” взгляд на то, что оно включает в себя. Такой подход может объяснить довольно разнообразный набор результатов, которые мы включили в эту книгу. Например, мы вышли за рамки обычного списка “авторов из отдельных организаций” (см. Pugh, Hickson, Hinings, 1964 и последующие издания). Наш перечень оказывается гораздо более длинным. Мы раскидываем свою сеть гораздо более широко, но при этом не теряем из виду, что сочинения включенных в эту книгу авторов должны быть теоретическими, по меньшей мере в смысле попытки проведения обобщений, применимых к широкому спектру управленческих и организационных проблем, вне зависимости от того, являются ли они сами теоретиками, исследователями или практиками, так как “теория и практика являются неразделимыми” (1964: 8)."
Я продолжу публикацию биографий и теорий классиков менеджмента
"Ключевой вопрос о том, “что такое менеджмент”, является на данном этапе вполне законным. Поэтому нам необходимо проанализировать не только суть менеджмента, но и его возможности. [more=далее]. Важными являются также и вопросы о том, представляет ли он собой связанную область знаний, каковы его основные элементы и где пролегают его границы. Однако простых и однозначных ответов на все эти вопросы не существует. Если мы и узнали что-нибудь в последнее время, так это то, что “одного-единственного наилучшего способа не существует”. В один прекрасный день возникло нечто, получившее название “научного менеджмента” (“научных методов управления”). При часть авторов, подобно Ф. Тейлору, считали, что они создают “науку” об управлении; другие же, подобно А. Файолю и Ч. Барнарду, обращались к “принципам” менеджмента. Аудитория, заинтересованная в появлении таких понятий, возникла по разным причинам: в частности из потребностей руководителей в “придании смысла” тому, что они делали, и стремлении к пониманию среды, в которой они работали. Если бы они преуспели в решении данной задачи, то получили бы более благоприятные возможности для формирования и контроля над управленческими процессами.
Проще говоря, менеджмент представляет собой видимые действия менеджеров. Таким образом, в этой области наблюдения возникли раньше теоретических построений. Практика породила теорию, а теория, в свою очередь, указала пути осуществления практики. В результате появилось много теоретиков менеджмента, которые значительную часть жизни посвятили практике управления, например, Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбреты, Ш. Бедо и А. Файоль, но при этом они написали множество книг и статей (по крайней мере в период до 1945 г.). Затем на авансцену вышли чистые ученые, и прежде всего, представители школ бизнеса, но их доминирование не было абсолютным. Некоторые из рассмотренных нами фигур, были крупными промышленниками, подобно Т. Бате, Г. Форду, М.Ибуке, А. Слоану, Р.Д.Р. Тате и некоторым другим, которые не только создали свои собственные способы управления предприятиями в Северной Америке или в других странах мира, но и смогли описать их в более или менее систематичной форме.
Мы попытались представить науку о менеджменте как совокупность теоретических и практических методов, накопленных с течением времени и нашедших выражение в научных работах конкретных людей. Таким образом, наше представление материала строится по биографическому принципу. Многие из людей, чьи биографии представлены в этой книге, сами или вместе со своими коллегами “стояли на плечах гигантов” или, другими словами, прямо или косвенно занимались развитием идей своих предшественников. В некоторых случаях конкретный вклад каждого из них был бы немыслим без усилий тех, кто жил и работал до них. Работы так называемых “гуру менеджмента” отражают социальный процесс, в ходе которого выдвигались некоторые новые идеи в сфере управления, и часто, хотя и не всегда, они применялись на практике самими же их создателями. Так как не все разделяют представление о существовании подобных “гуру”, то будет полезно дать объяснение того, как возникают и распространяются идеи менеджмента. В мире всегда существовало взаимодействие между индивидами и внешними условиями их существования. Многие люди были порождением своего времени, и лишь некоторые сами творили историю.
Ответ на вопрос о том, почему такие теории решающее значение зависит от того, в какой степени они легитимизируют то, что по мнению руководителей является “правильным с точки зрения менеджмента” и подходит их нуждам.
Новые идеи должны вытеснить появившиеся ранее и заменить общепринятые представления. Разумеется менеджеры ищут своего рода “чашу Грааля”; обычно для того, чтобы положить конец разделению в бизнесе на “нас” и на “них”, поддерживая “решения” направленные на создание индустриальной гармонии. Но поскольку ни одна теория не может разрешить все проблемы, поиск решения всегда представляет собой основной путь к “спасению”. Как отмечал А. Хажинский:*
С начала века гуру менеджмента играли главенствующую роль в создании, распространении и применении управленческих знаний. Чтобы объяснить их влияние, необходимо понять и природу управленческой деятельности, и потребности, которые она создает у тех, кто занимает руководящие позиции. Идеи, которые соответствуют их потребностям, с наибольшей вероятностью могут оказаться самыми популярными. Более того, сама природа менеджмента предполагает склонность людей данной профессии к обращениям к гуру для получения руководящих указаний, так как эти гуру одновременно разрабатывают и представляют подобные идеи, а также способствуют их практической реализации в организациях (Huczynski, 1997: 234).
Вне зависимости от согласия или несогласия с так называемой “концепцией гуру” в области менеджмента существуют несколько направлений, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. А. Хажинский выделяет шесть таких направлений (Huczynski, 1997: 234):
· бюрократия (Макс Вебер)
· научный менеджмент (Фредерик Тейлор)
· классический менеджмент (Генри Форд)
· человеческие отношения (Элтон Мэйо)
· новые человеческие отношения(Дуглас Макгрегор)
· теория гуру (Том Питерс/Розабет Мосс Кантер)
Популярность обеспечивает укрепление репутации; успех порождает успех. Итоговые результаты синтеза носят прагматический характер: их вклад покоится на приобретенной репутации в основной области менеджмента или в тех его областях, которые оказывают на них непосредственное влияние. Однако остается спорным, насколько широко при этом определяется понятие менеджмента, так как для одних оно представляется более общим, чем для других. Мы же используем скорее “вселенский” взгляд на то, что оно включает в себя. Такой подход может объяснить довольно разнообразный набор результатов, которые мы включили в эту книгу. Например, мы вышли за рамки обычного списка “авторов из отдельных организаций” (см. Pugh, Hickson, Hinings, 1964 и последующие издания). Наш перечень оказывается гораздо более длинным. Мы раскидываем свою сеть гораздо более широко, но при этом не теряем из виду, что сочинения включенных в эту книгу авторов должны быть теоретическими, по меньшей мере в смысле попытки проведения обобщений, применимых к широкому спектру управленческих и организационных проблем, вне зависимости от того, являются ли они сами теоретиками, исследователями или практиками, так как “теория и практика являются неразделимыми” (1964: 8)."
Я продолжу публикацию биографий и теорий классиков менеджмента
Комментариев нет:
Отправить комментарий