Share |

среда, 15 февраля 2017 г.

Сравнение отзывов на Банки.ру.

Снова решила вернуться к отзывам сотрудников банков на Банки.ру. Не отпускает меня тема работы с текстовой информацией, да еще применительно к HR-сфере. Отзывы на этом сайте как раз то, что мне нужно и интересно, тем более, что я уже не в первом банке работаю. Чем мне еще интересен Служебный рейтинг - в нем помимо текста есть много информации в привычном нам числовом виде, и эту информацию тоже интересно проанализировать, и особенно в комбинации с текстом. Наверное так же интересно выглядят результаты пульс-опросов с одним открытым вопросом и несколькими закрытыми. На западе такие опросы сейчас просто процветают).
С самого начала мне было интересно только то, о чем пишут сотрудники и кандидаты, что их так цепляет (достало), что они решаются на публикацию отзыва на открытом ресурсе. И все ли они пишут об одном и том же, или между банками есть различия?  О чем начнет читать кандидат в момент принятия решения об устройстве в конкретный банк, если зайдет на этот сайт? Темы меняются со временем у всех одинаково или нет?
Для своего мини-исследования я брала все отзывы (более 8 000), но тут буду показывать результаты только 9-ти банков, чьи сотрудники были максимально активны и оставили более половины от общего количества всех отзывов. Экономлю место и ваше время)
Вот так выглядит картинка изменений тем на примере трех банков (остальные 6 тоже отличаются, но не буду захламлять пространство) - видно, что какие-то темы становились важнее, какие-то умирали со временем. При этом, в каждом банке наблюдались свои особенности:










В таблице ниже топ-слова из каждой темы, по которым можно понять, о чем идет речь:
topic #0
topic #1
topic #2
topic #3
topic #4
topic #5
topic #6
topic #7
отпуск
выходной
группа
филиал
трудовой
позвонить
заявка
народный
оклад
обед
рост
работник
работник
вакансия
смена
автор
зп
приходить
возможность
начальник
суд
звонить
начальник
рейтинг
договор
начальство
именно
жизнь
решение
звонок
андеррайтер
перенести
рубль
уходить
отличный
управлять
начальник
ждать
клерк
город
Названий банков не даю, так интереснее). На примере этих трех банков уже видно, что в каждом преобладает своя боль, особенная, но при это последние две темы для них не характерны. Это как раз хорошо видно на следующей картинке. Здесь уже нельзя проследить динамику, но проще сравнить данные между собой. Это те же темы, а точнее их доли в каждом банке.

Кто заглядывал в Служебный рейтинг, тот видел, что у отзывающихся помимо написания собственно отзыва, еще есть возможность поставить общую оценку как самому банку, так и оценить отдельно коллектив, руководство, зарплату, соц. пакет, общий комфорт. И многие этой возможностью пользуются. Ниже на графике медианы оценок по этим 5-ти категориям. Видно, что и тут существуют различия.
Понятно, что кандидаты не будут подсчитывать пятерки, четверки... двойки по каждой категории. А вот сами банки подсчитывают такой результат? Интересно было бы сравнить эти оценки с результатами опросов, проводимых в компаниях. Хотя...
И вот тут возникает вопрос -  насколько можно судить о банке по таким отзывам/оценкам? Какая доля сотрудников решается на написание отзыва на внешнем ресурсе? Может и не стоит бить тревогу, если активность не самая высокая? Ну и что, если 5 человек написали плохой отзыв, а остальные 31 995 человек нет?
Вот так выглядит количество отзывов в динамике по годам. Размах существенный - от 179 до 1384 (на момент моей выгрузки).

И что это дает? Судить только по количеству отзывов совсем не правильно. В каждом банке своя численность, и как минимум надо соотнести количество отзывов с этой величиной. Численность сотрудников банков не закрытая информация. Вооружившись терпением, ее можно найти и извлечь из финансовых отчетов самих банков, или воспользоваться готовыми обзорами других компаний, хранящихся в открытом доступе. Я как могла проделала эту работу. Но хватило меня не на все - я раздобыла данные только за 2012 - 2016 гг. Понятно, что можно придраться ко всему, например что разные банки по разному показывают в отчетности свою численность, кто-то с вакансиями, кто-то без них и т.д и т.п. Но я приняла допущение, что все считают ее одинаково. Очень хочется сравнить активность сотрудников хотя бы в первом приближении для начала. На левой картинке общее количество отзывов, но уже с 2012 года, а не за все времена, поэтому цифры на картинке меньше тех, которые были на предыдущем графике. А вот на графике справа и показана моя относительная величина, по которой я сужу об активности.
Чем кормят сотрудников второго снизу банка (у меня под номером 195706), что они такие активные?)
И несколько слов про тональность отзывов. Явную оценку проставили только около половины участников, но алгоритмы машинного обучения мне в помощь. С помощью одного из них (SVM) я классифицировала оставшиеся отзывы. Сделала в два этапа - сначала разделила на отрицательные и все остальное, а потом все остальное классифицировала на положительное и нейтральное.
Ниже очередная картинка - распределение оценок по их тональности в разрезе банков. Нейтральное отношение в моей выборке практически у всех на одном уровне, а вот доля положительных и отрицательных отзывов отличается значимо.
И снова интересный результат у банка под номером 195706 - мало того, что они самые активные, так еще среди участников больше всего тех, кто ставит положительную оценку своему банку)
Не буду делать окончательных выводов по результатам моего текущего сравнения - работа (мое обучение) в самом разгаре, просто захотелось поделиться некоторыми полученными результатами. Столько данных вокруг нас, осталось только научиться правильно их использовать)

Комментариев нет:

Отправить комментарий